РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
МУЗЕЙ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА
«ЯРКИЕ КРАСКИ ЛУБКА - XXI ВЕК»
Основана в 1989 году.
Список руководителей:
- Татукова Елена Ивановна – г. Жуковский, Московская область
- Старовойтова Елена Леонидовна – г. Полазна, Пермский край
- Локотьков Николай Михайлович – г. Старая Русса, Новгородская область
- Пуховская Инесса Олеговна – г. Москва
- Еськин Геннадий Михайлович – г. Хотьково, Московская область
- Ермилова Людмила Георгиевна – г. Хотьково, Московская область
- Лехова Лариса Леонидовна – г. Хотьково, Московская область
- Подкорытова Людмила Викторовна – г. Хотьково, Московская область
- Величко Александр Владимирович – г. Хотьково, Московская область
- Подкорытова Екатерина Викторовна – г. Хотьково, Московская область
- Мовчан Юрий Георгиевич – г. Красноармейск, Московская область
- Муратова Арина – г. Москва
- Ленчин Виталий Иванович – г. Харьков, Украина
- Кулешова Тамара Михайловна – г. Протвино, Московская область
- Исаев Юрий Александрович , Рыхлова Т.А. – г. Ногинск, Московская область
- Кондратьев Вадим Викторович – г. Благовещенск, Амурская область
Художественный руководитель школы Пензин Виктор Петрович
Современный русский лубок. Стилистические особенности жанра современного русского лубка
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛУБОК
"Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на требования и нужды простого человека и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину".
Д. А. Ровинский «Русские народные картинки» СПб. Изд. Р. Голике, 1990 г., т.1, С.84
Из всех жанров изобразительного искусства, русский лубок по праву является одной из составляющей части Национальной идеи и культуры России. Самым массовым и доступным, для понимания, видом народного графического искусства. Русский лубок в Мировой истории искусств выделен как отдельный, самостоятельный жанр.
Основоположник жанра современного русского лубка, основавший в 1982 году "Мастерскую народной графики" Пензин Виктор Петрович, опубликовал «Стилистические особенности «Советского лубка»». - "Художники, сочетая в своем творчестве традиции народного искусства, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня XXIвека. Стилистика жанра современного лубка начинается со слова "ТРАДИЦИОННОСТЬ" в самом широком смысле слова." Это основополагающая догма, всё другое означает «псевдонародное» искусство, навязанные его «традиции» не имеют ничего общего с классическим и современным народным лубком, это как: комиксы, наивное (самодеятельное) искусство, творчество аутсайдеров (медицинские отклонения), «неолубок» и др.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛУБКА:
1. ТРАДИЦИОННОСТЬ - присущая как искусству народных промыслов, народному фольклору, так и русскому классическому лубку. Лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы.
2. Пластические характеристики лубка:
· УСЛОВНОСТЬ - понимается не только в трактовке тем, но и пространства, времени, композиции, рисунка и цвета.
· КОМПОЗИЦИЯ - разомкнутая во времени и пространственном отношении. В одной изобразительной плоскости объединяются реальность и откровенная фантазия, декоративность и утилитарность прикладного искусства.
· РАСКАДРОВКА СЮЖЕТА (клейма) помогает раскрытию темы. Лубок – это изобразительный рассказ, который может не уместиться в одном сюжете.
· ДЕКОРАТИВНОСТЬ - раскраска цветом, возможен монохромный вариант.
· НЕБОЛЬШОЙ ФОРМАТ обусловлен использованием лубка в интерьерах жилых и общественных зданий.
· ОБРАЗНОСТЬ - использование аллегории, гротеска, метафоры, символа, гиперболы, иронии, пафоса, а также добрый юмор с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.
3. ТЕКСТ в лубке, несущего смысловую нагрузку. Текст должен органически вплетаться в изобразительную ткань лубка.
4. ТИРАЖНОСТЬ - наличие авторской формы, с которой печатается лубок: гравюра на дереве, продольная гравюра, линогравюра, офорт, резцовая гравюра, литография, офсет, трафаретная печать, шелкография, гравюра на картоне, уникальная графика (рисованный лубок) и т. д.
5. ТЕМАТИКА ЛУБКА: декоративный, исторический, портретный, поучительный, песенный, сатирический, сказочный, видовой и архитектурный пейзаж, аранжировка русского лубка.
Современный русский лубок - не застывшая форма, а живое искусство! Оно развивается с рождением новых традиций и необходимостью решать общественные, политические и социальные задачи с использованием новейших технологических возможностей Интернета и других информационных технологий. Лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Это и есть место лубка в изобразительном искусстве.
сентябрь 2016 год В.П. Пензин
Президент Академии народного искусства России
Вице-президент «РусКультФонда»
Директор Музея Народной графики (1989-2015гг
"ЯРКИЕ КРАСКИ ЛУБКА"
В последнее время мы становимся свидетелями возрождения русской народной картинки — лубка. Все чаще проходят выставки, вечера, посвященные современному лубку. Его приемы используются в мультипликации, декорациях театральных представлений, элементах городского оформления.
Это искусство полузабытого народного промысла, корни которого уходят в старину, выработало язык доступный и понятный всем. Ученые неоднократно пытались расшифровать значение слова «лубок». Некоторые полагают, что оно происходит от «луб» — так называлась деревянная основа, на которой резались картинки. Другие связывают его с лубяными коробами, в которых торговцы разносили картинки по селам и деревням. Возможно, оно произошло от названия московской улицы Лубянки, где издавна продавались лубки. Судьба у картинок была нелегкая, и как вид народного искусства они формировались постепенно.
Их созданием занимался широкий круг художников. Возможно, это были граверы-резчики монастырских, а позднее гражданских типографий, профессионалы-иконописцы средней руки, мастеровые старообрядческих слобод и горожане-ремесленники Москвы, резчики по дереву и граверы-металлисты, «золотых и серебряных дел мастера». Лубок тиражировался в Киево-Печерской лавре и граверами-профессионалами Московского печатного двора. Большинство народных картинок безымянны, причины этого различные. Грозные указы царя предостерегали каждого, кто вздумает «составлять сатиру». За сочинения подобного рода полагались «злейшие истязания». В художественной манере картинок обнаруживалось сильное воздействие народного изобразительного искусства. Они служили и своеобразной энциклопедией, и сатирическим листком, и книгой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. Глядя на них, как бы невольно оказываешься очевидцем быта русского народа того времени. В картинках изображались жилище человека с его убранством, народные празднества с увеселениями и забавами, кулачные бои, комические персонажи, без которых не мыслились ярмарки. Авторы рисунков не отстранялись ни от радостных, светлых, ни от печальных сторон жизни. Когда рассматриваешь народные картинки, то открываешь столько интересного и занятного, что не задумываешься над тем, в какой технике они выполнены. Нарисованы они легко и непринужденно.
Первые лубочные картинки выполнялись в технике гравюры на дереве. Во второй половине XVIIIвека популярность картинок так возросла, что они стали печататься не только с деревянных, но и с металлических, чаще медных досок. В XIX столетии вместо медной гравюры появилась литография. Менялась техника, а картинки оставались по-прежнему занимательными, интересными. Они неизменно пользовались успехом у зрителей. Мастера хорошо умели обрезать линию по контуру рисунка, знали, чем украсить рамочку, где разместить надпись или пышный картуш с именем героя.Но в композициях не встретишь точного «классического» рисунка фигуры человека, анатомически правильного изображения животного. Да и пейзаж в них — огромные фантастические цветы, условная архитектура, это вовсе и не пейзаж в нашем сегодняшнем представлении. У мастеров гравюры была редкостная способность все преображать в удивительный, сказочный мир, окружать персонажей чем-то диковинным, придавать предметам особую привлекательность. Раскрасить картинки стремились в яркие, звучные цвета, чтобы сделать их еще более нарядными, праздничными.
И сегодня не стираются вековые традиции, не переводятся фантазеры и шутники, ценители и продолжатели народного искусства. Отрадно отметить, что лубок все чаще появляется в детском творчестве. В ДХШ № 3 Дзержинского района Москвы работает специальный, посвященный лубку факультатив. Многообразие тем открывает простор фантазии, и каждый может выбрать что-то свое, самое близкое, наиболее понравившееся. Это может быть и декоративная, сказочная тематика, и историческая, портретная, песенная, юмористическая, поучительная, всевозможные пейзажи. Пока в работе мы чаще других используем декоративную и сказочную тематику. Вначале ведутся в эскизах поиски наиболее удачного расположения задуманного. Затем лучший вариант компонуется на выбранном формате с учетом основных тенденций лубка. В эскизе реальность может находиться рядом с откровенной фантазией. Композиция, трактовка темы, рисунок, пространство решаются плоскостно. Зачастую рисунок обрамляется декоративной рамочкой. Изображение сочетается с графической выразительностью линий и цветовых ритмов. А условность изображения как бы возводится в многократную степень: красавица должна быть самой распрекрасной, с румянцем во всю щеку; цветы, листья и плоды — невиданной величины; сказочные птицы и звери нереальные, загадочные и неповторимые, как в самой сказке. В образном решении возможно использование аллегории, гротеска, гиперболы, пафоса, а также доброго юмора с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.
Лубок — это рассказ, который может и не уместиться в одном изобразительном сюжете, а разбивает плоскость листа на эпизоды-клейма. Как и в старых образцах, в современном лубке необходимо, присутствие сказочного, песенного или другого текста, который несет смысловую нагрузку и органически вплетается в рисунок. Иногда он выполняется в виде орнамента. Такой текст выбирается из литературного произведения, либо учащиеся придумывают его сами.
Для дальнейшего выполнения лубка необходимо наличие печатной формы, с которой делаются оттиски. Они могут выполняться в любой технике: гравюре на дереве, офорте, резцовой гравюре, литографии. Воспроизведенные здесь работы наши учащиеся выполнили в технике линогравюры в одну краску по принципу высокой печати. При этом способе та часть печатной формы, которая должна получиться на оттиске черной, остается выпуклой. Лубок может быть выполнен и в цветной линогравюре.
Для того чтобы сделать лубок в технике линогравюры в одну краску, необходимо отработанный в эскизе рисунок перенести на поверхность линолеума. Сначала изображение переводится на кальку. Поверхность линолеума покрывается тонким слоем белой гуаши. После ее высыхания на линолеум накладывают копировальную бумагу, затем подготовленную кальку и переводят композицию. Важно помнить, что всякое гравированное изображение получается при печати на бумаге зеркальным. В связи с этим все изображения, подписи, слога, цифры вырезаются с расчетом на правильное воспроизведение в печати. В дальнейшем переведенный на линолеум рисунок обводится черной гуашью и еще раз уточняется. Следует учесть все недочеты, допущенные в эскизе. Этому мы уделяем главное внимание. Если в эскизе еще что-то можно изменить, то в материале исправления технически очень сложны.
Наконец-то все готово для вырезания гравюры, которое выполняется с помощью набора специальных штихелей. Чем больше имеется разнообразных резцов, тем шире возможности получить хорошую гравюру. Необходимо помнить правила и приемы гравирования, чтобы избежать возможных неприятностей, таких, как срыв резцов, что ведет к порезу пальцев. Немалое значение имеет правильное расположение кистей рук. Так, принято левую руку, не режущую, придерживающую линолеум, держать к себе. Она должна находиться ниже правой руки. Это необходимо, потому что резец может случайно сорваться, А в таком положении он не нанесет повреждений. Можно сначала выбрать основные участки, заранее определенные в эскизе, затем все остальное, кроме намеченного рисунка. Некоторые ребята вырезают гравюру начиная с одного края, постепенно выбирая резцом всю поверхность. Это удобно тем, что переведенный рисунок не размазывается. Характер резьбы зависит от нажима руки на резец. Даже при легком изменении нажима изменяется толщина линии.
Когда гравюра полностью выполнена, готовим все необходимое для печатания оттисков. Для этого используется типографская или обезжиренная масляная краска, резиновый фотовалик, белая или цветная бумага. Для печатания лубка пригодна краска любого цвета, но чаще используют темную: черную, темно-коричневую, темно-синюю, Готовую для печатания краску выкладывают на поверхность, раскатывают валиком тонким слоем, затем накатывают в разных направлениях на вырезанную поверхность линолеума. Чтобы оттиск был скомпонован на плоскости бумаги, необходимо взять два одинаковых по размеру листа. На один кладут линолеум с уже нанесенным слоем краски и располагают его так, чтобы он лежал ровно и поля бумажного листа были бы попарно одинаковы. Линолеум накладывают на первый лист рисунком вверх. Затем сверху осторожно помещают второй лист, вровень с нижним, на котором лежит гравюра, так, чтобы уголки совпали. Теперь все готово для печати. Количество оттисков, которое можно получить с одной гравюры, практически неограничено, и это является ее большим достоинством.
В дальнейшем оттиски можно печатать тремя способами — на тискальном и офортном станке или вручную. Верхний лист бумаги, положенный на линолеум, плотно прижимают руками. Если бумага тонкая и сразу впитывает краску, то линогравюра будет как бы просвечивать. Затем с помощью обычной столовой ложки бумага разглаживается плавными круговыми движениями в разных направлениях. Не следует торопиться снимать верхний лист с линолеума. Сначала убедитесь, что оттиск получился. Для этого достаточно слегка приподнять уголки листа и заглянуть под них. Если бумага где-то была прижата неплотно и не все изображение пропечаталось, аккуратно опустите уголки и повторите те же движения ложкой несколько раз. Во время гравировки важно делать пробные оттиски с еще не законченной гравюры, производить доработку и затем уже продолжать задание.
Значительная сила лубка заключается в его цвете, в том, что условно-преувеличенное графическое решение дополняется более оригинальным цветовым решением, хотя возможен и черно-белый вариант гравюры. Краски, которые употреблялись в лубке русскими мастерами, создавали неповторимо яркий и веселый мир. От цветовой гаммы исходило ощущение необыкновенной солнечности. Они были сильные, звучные и отрадные, не полутона, а глубокие, густые цвета, подчеркнуто определенные и резкие. Вначале применяли только малиновый, зеленый, желтый, красный и черный цвета, позднее добавились голубые, коричневые, сиреневые.
Юные художники стараются сохранить сказочное красочное богатство. Выбор колористического решения зависит от темы и характера работы. Для раскраски берется 3—4 цвета. Красители могут быть различными: анилин, тушь, акварель — главное, чтобы они были прозрачными.
Современный лубок — перспективен. Своими необычайными образами, жизнерадостностью, сказочностью способен затронуть душу человека и пробуждать добрые чувства. Он является преемником и продолжателем русского лубка, который дает все новые и новые ростки, наглядно видимые на примере работ юных художников.
Поделиться с друзьями: