"Созвездие - резец гравера" или современное прочтение
графики А. Дюрера в технике металлопластики
Первое знакомство с работами Анатолия Яковлевича Бриндарова произошло на небольшой выставке в библиотеке Фирсановки, на окраине Химок, куда я был приглашен на открытие историко-художественной экспозиции, посвященной культурному наследию этого маленького поселения.
Среди представленных работ, мое внимание привлекла чеканка в необычной раме в виде мечей — "Христианский щит России". Металл притягивал своим небесным свечением, простым сюжетом и необыкновенной глубиной философского прочтения темы. А ведь всего-то: купола, купола, купола..., маленькие и большие, как солнышки-нимбы над родными просторами. Внизу два незаметных образа — Святого преподобного Николая Чудотворца и Георгия Победоносца — незримых защитников Земли Русской. Мечи в обрамлении говорили сами за себя, — «кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
Я, как художник-монументалист, знающий толк в работе с металлом не понаслышке, видел, что передо мной работа большого мастера, и твердо решил познакомиться с художником. Расспросив кураторов выставки о мастере-чеканщике, с удивлением узнал, что он врач по профессии, но страстно увлечен искусством. Со студенческих лет занимается чеканкой, живописью и дизайном, любит музыку и, несмотря на свой возраст, продолжает медицинскую практику. А главное, — по-прежнему живет творчеством!
Однажды, на одной из Академических выставок в Культурном центре египетского посольства, ко мне подошел стройный седовласый мужчина с аккуратной бородкой и попросил разрешения познакомиться.
Художник вежливо склонил голову и негромко произнес:
— Позвольте представиться, Бриндаров Анатолий Яковлевич!
Я не поверил своим глазам: Бриндаров, знакомства с которым я искал, стоит передо мной и приветливо улыбается уголками своих умных глаз.
— Виктор Петрович.
Мы пожали друг другу руки, как два старых знакомых, понимающих горячую душу внешне холодного металла...
Уже на следующий день Анатолий Яковлевич встречал меня у калитки и радушно приглашал в свой дачный домик.
Моему восхищению не было предела: работы поражали изяществом и высокой культурой исполнения, но особой гордостью мастера была, конечно, Дюрерская серия. Он с теплом рассказывал о сюжете каждой чеканки, секретах мастерства, собственном способе серебрения и патинирования произведений.
За неспешной беседой открывалась удивительная жизнь талантливого человека: — тонкого художника, высококлассного мастера чеканки и преданного любимой профессии врача. Широкая эрудиция, мягкий юмор, интеллигентность, ненавязчивое внимание и вежливость — вот далеко не полная характеристика нового знакомого. Не было темы, которую бы не поддержал Анатолий Яковлевич, а о Дюрере, мне кажется, он знал больше, чем было написано во всех статьях Интернета вместе взятых.
Впервые в жизни видел перед собой художника-мастера, посмевшего повторить легендарного Альбрехта Дюрера, и не переставал задавать себе один и тот же вопрос — это насколько надо быть уверенным в своих силах, чтобы рискнуть перенести сложную графику Дюрера с бумаги на непокорный металл? Что это — жизненный опыт, знания, русский максимализм, природный талант или все вместе взятое? До сих пор не найду однозначного ответа. Одно ясно — немецкая художественная культура в лице Российского художника-мастера А. Бриндарова, безусловно, обрела не только своего почитателя, но и пропагандиста. Работы Анатолия Яковлевича придали графике Дюрера новое звучание, обогатили её ясным и звонким голосом металла. Они приобрели радость жизни, восточный колорит и оптимизм. Тем самым А. Дюрер стал всем нам ближе и понятней. В мировое изобразительное искусство художник внес новое прочтение искусства Дюрера XVвека в XXIвек, переведя графические листы на объемное изображение металлопластики.
Сегодня Анатолий Яковлевич — член Союза художников народного искусства и Почетный член Академии народного искусства России. Его работы выставляются по стране и пользуются заслуженным успехом.
На суд ценителей искусства представляется академический проект "Возвращение Блудного сына" или современное прочтение графики Дюрера средствами металлопластики".
В.П. Пензин
Президент Академии народного искусства России
Поделиться с друзьями: