Журавинское кружево

Журавинское кружево

Статья была опубликована в сборнике «Культура России в XXIвеке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем: материалы XIМеждународной научной студенческой конференции, 6-7 мая 2015г. – СПб., 2015.

Шнырёва Д.Ю., преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (института)

D.Shnireva, teacher of the Ryazan branch of the High School of Folk Arts (the Institute).

Dasha_seregkina@bk.ru

ТРАДИЦИИ ЖУРАВИНСКОГО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЯ

Только на рязанской земле можно встретить такое богатство техник и самобытных узоров коклюшечного кружева. И речь идет здесь не только о многоцветии знаменитого михайловского узорочья. Сложилось целых четыре кружевных центра и в каждом из них кружево свое, особенное по технике и колориту. В Михайлове это цветное численное, в Ижеславле - многопарное сканное, в Скопине -  цветное многопарное, в тон известной скопинской керамике, в Ряжском уезде Рязанской области расцвело белоснежное многопарное кружево.

Именно о кружеве Ряжска, забытом на данный момент, и хотелось бы поговорить.  Коклюшечное кружево Ряжского уезда плели в  селах Большая и Малая Журавинка, Куровщина, Пышкино. Основной цвет кружева был белым, иногда с цветной сканью. Орнамент прозрачный, ажурный, благодаря тонким нитям.  Даже когда в Рязанском кружеве стали использовать толстые нити и разреженное плетение, кружевницы сел Большая и Малая Журавинка продолжали плести свое белое тонкое кружево, не поддаваясь этой тенденции.

В узоре кружева преобладали ромбы, в которых чередовались косые ряды из сетки с различными решетками и пауками. Использовались так же и цветочные заполнения из насновок. Благодаря своему орнаменту, мотивы получили названия: «три мушки», «терка», «паучки», «в шестидесятку» и так далее. У самых сложных и широких кружев появились поэтические названия: «месяцы», «прянички», «колосья», «жучки с колечками».

В узорах преобладал геометрический орнамент, где основой является ромб на фоне сложных решеток. Цветная скань в журавинском кружеве использовалась, как правило, чтобы подчеркнуть закрайку или край зубцов, выделяла основные мотивы. Чаще всего это были нити красного цвета – для органичного сочетания с предметами интерьера, а так же с вышивкой на одежде.

Важной особенностью орнамента в кружеве было то, что он не только украшал предмет и придавал ему особенную праздничность, но также был наделен большой смысловой значимостью, выражал отношение человека к красоте окружающей природы, особым образом мог передавать такие чувства и понятия, как любовь, радость, верность, мужество, счастье, благополучие.

В основе изготовления коклюшечного кружева – ясный композиционный строй узора и круг мотивов, где четко видна разработка каждой художественной формы, придающей узору сказочный вид и наделяющей его исключительной праздничностью и торжественностью.

Журавинское кружево отличалось преобладанием симметричной композиции  - этой формы гармоничного строя узора, отличающегося устойчивостью, спокойствием, уравновешенностью и законченностью.

Точная дата возникновения кружевного промысла в Ряжске неизвестна, но считается, что плели в Большой Журавинке кружева еще во времена царя Алексея Михайловича. И хотя расцветом этого кружева специалисты считают начало 19 века, известен тот факт, что во второй половине 18 века по специальному заказу государыни Екатерины Второй,  журавинскими мастерицами было сплетено для нее нарядное платье редкостной красоты. Белый ажур платья создавался с использованием наиболее эффективных приемов и мотивов коклюшечного плетения, уникальных орнаментов.

Кружевная артель в Ряжском уезде была организована в 1928 году в селе Набережная Есаковой Елизаветой Францевной. А в 1933 году было открыто Журавинское отделение Набережновской артели. Позже артель в Набережном закрылась, а ее правление перебралось в Журавинку, артель получила название имени 1 мая. В годы Великой Отечественной войны артель закрыли – с 1942 по 1945 годы – но после окончания войны спрос на кружево резко возрос, артель возобновила свою работу. И на 1 января 1946 года числилось 600 кружевниц, в том числе 570 из них надомниц, остальные 30 работали непосредственно в мастерской артели. В Самой Большой Журавинке насчитывалось 220 кружевниц, в Малой Журавинке – 80, в Самарине – 50, Набережном – 20, Хмелеве – 10, Нагорном – 20, Мирьине – 20 мастериц.

Кружево плели широкое и узкое многопарное и сдавалось в артель (за плату). В конце сороковых, начале пятидесятых годов были организованы многочисленные курсы, на которых обучались кружевницы кружевоплетению сцепной техники плетения. Именно в это время в артель прибыла выпускница Московского художественно-промышленного училища имени Калинина Смирнова Диана Алексеевна. Диана Алексеевна стала внедрять сцепную технику плетения, обучая ей кружевниц. Но при этом продолжали плести традиционное многопарное белое журавинское кружево. Диана Алексеевна перебрала огромный пласт старинных узоров журавинских кружев, которых было огромное множество. Перерисовывала их, придумывала новые узоры в традициях сложившегося самобытного промысла. Проработав чуть более года Диана Алексеевна покинула село.

В середине 50х годов в селе Дегтяное Ряжского района  от Журавинской кружевной артели открыли цех художественного ткачества, начавший выпускать хлопчатобумажные скатерти, салфетки, занавесочные ткани. Ткацкий промысел процветал, а вот кружевной постепенно угасал, и в 1966 году артель имени 1 мая была закрыта.  О затухшем промысле писали в областных и районных газетах, взывая о деятельности по ее возрождению. Промысел перестал существовать для заработка, остался только как увлечение, плели для себя. Но кружевниц становилось все меньше, мало кто передавал мастерство по наследству.

Только в конце 70х годов появилась надежда на возрождение журавинского кружева, после постановления партии о возрождении народных художественных промыслов. Директора Кораблинской детской художественной школы Картынова А.В. пригласили в область и предложили заняться возрождением журавинского кружева. Для обучения традиционному кружевоплетению детей была приглашена Диана Алексеевна. Одна из учениц Смирновой, Наталья Александровна Соболева, и стала художником-педагогом в Кораблинской художественной школе, впоследствии организовав художественную студию при училище, которой руководит до сих пор. Но, к сожалею, традиционное многопарное журавинское кружево ученицы почти не плетут из-за сложности узоров и большого количества пар, для исполнения такого кружева нужно много усидчивости и терпения.

Неизвестно, возродится ли кружевной промысел в селе Журавинка, на что сетует и автор лирико-публицистического очерка Веденин Ю.И. «Сложный нити узор», говоря о большом количестве затрат и средств, которые необходимо вложить для возрождения угасшего промысла, для обучения мастериц, которых в селах почти не осталось.

В Рязанском филиале Высшей школы народных искусств студенты отделения художественного кружевоплетения занимаются изучением различных техник кружевоплетения, присущих для Рязанской земли, в том числе и многопарной техники журавинского кружевоплетения. Например, в 2011 году студентками СПО Агаповой Д.А. и Вечкуниной Н.В. под руководством опытных преподавателей, учениц Смирновой Д.А., Меркушкиной Е.А. и Славинской Н.А. были разработаны квадратные салфетки многопарной техники плетения в традициях журавинского кружевоплетения. Салфетки авторы выполнили и в материале, для этого потребовалось более 60 пар коклюшек. Поэтому работа заняло много времени. В салфетках использованы комбинации традиционных для журавинского кружева мотивов: павлинки, звездочки из насновок. Мерцание салфеток создается за счет рельефной скани. В материале сплетенные салфетки выглядят ажурно и прозрачно, отражая всю красоту журавинских узоров.

На втором курсе в 2014 году студентки, обучающиеся по  программе высшего профессионального образования, под руководством автора данной статьи, разработали кружевные воротники, взяв за основу многопарную технику плетения журавинского кружева. Воротники для украшения одежды сейчас снова входят в моду, а техника исполнения и узоры, присущие журавинскому кружеву, подчеркивают особую воздушность и женственность. Пока воротники выполнены только в качестве проектов, но планируется и исполнение их в материале.

В связи с этим, можно предполагать, что студенты, ознакомившись с журавинским кружевом и впечатлившись милой простотой кружевных узоров, впоследствии, став уже выпускниками ВУЗа, будут создавать авторские кружевные изделия в этой технике, сохраняя и развивая журавинское самобытное кружево.

Литература

  1. Алпатова Е.А. Чудо с берегов Прони. – Рязань: Московский рабочий, 1985.
  2. Веденин Ю.И. Сложный нити узор: лирико-публицистический очерк. – Рязань: Узорочье, 2003.
  3. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Рязанской губернии. – Спб: 1881.
  4. Журавинское кружево/Ежова Е.Ю.//Декоративно-прикладное искусство Рязанского края. – Рязань:Изд-во РГПУ, 1997. – с.17-19.
  5. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. – М: Изобразительное искусство, 1993.
  6. Кружевной промысел Рязанской губернии/ Давыдова С.А.// Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. VII. – Спб., 1881. – С.1085-1215.
  7. Крылова Н.Н. Ряжское узорочье. Из истории ряжского кружева. – Рязань.