ЗОТКИН ТИМОФЕЙ НИКИТОВИЧ
Корни абашевской глиняной пластики уходят в глубокую древность. Село Абашево, расположенное по берегам реки Патра, находится вблизи города Спасска (Бедно-демьянска). Ранее входило в мордовские земли, потом в Тамбовскую губернию и в Самарскую, теперь — в Пензенскую область. В писцовых книгах деревня Абашево упоминается с 1616 года.
Потомственное мастерство здесь передавалось из поколения в поколение больше трехсот лет. Само поселение в средневолжском крае имеет древнюю историю, определяемую в своих истоках археологическим понятием «абашевская культура» по названию села Абашево — первого места раскопок, начатых в 1925 году, — три кургана с 11-ю погребениями. Вновь открытая тогда культура имела свои особые черты.
Выделялась типичной «абашевской» керамикой — круглодонные колоколообразные сосуды с отогнутым венчиком и шарообразные с закруглённым дном и характерным орнаментом: зигзагообразные и косые линии, ромбы, соединённые углами, треугольники заштрихованные. Керамика абашевская свидетельствует о высоком уровне пластической культуры. Датируется она второй половиной 11-го тысячелетия до н. э. Учёные предполагают, что абашевская культура произошла из массива средне-днепровских племён, связана с соседними культурами эпохи бронзы. Распространена в Среднем Поволжье, однако памятники её встречаются шире — от Калужской области до Башкирии. Абашевская керамика была обнаружена при раскопках у Плещеева озера, а также в При- уралье. Важно, что народная керамика села Абашево сохранила генетическую связь с приднепровскими племенами именно через абашевскую культуру.
Абашевская культурная традиция бронзовой эпохи сыграла большую роль в последующей истории Поволжья и Приуралья. Тем не менее тайна происхождения абашевской культуры ещё не раскрыта. Но генетически с нею связана народная пластика села Абашево. Здесь вместе с традиционной гончарной посудой — корчаги, горшки, кувшины, рукомойники — лепили игрушки. Впрочем, её монументальные формы не назовёшь игрушкой. Они поражают обобщённостью, энергичностью выразительного силуэта, условностью художественного языка, крепким реалистическим чувством всеобщности живого мира. Традиционные мотивы необычайно устойчивы: всадник, барыня с птицей, конь, баран, курица, козёл, олень, коровка. Свой тип рогов соответствует каждому животному. Округлые — для брана, саблевидные — для козла. В нарядный цветущий куст превращены рога оленя, подчёркивающие древнее символическое содержание образа. Женскую фигуру увенчивает кокошник древней формы или островерхая шапочка восточного типа. Выделяется пластичностью изображение собаки, играющей со щенком. Густой слой непрозрачной краски зелёного, красного, синего цветов сглаживает несколько тонкий рельеф лепной формы. Игрушка получается яркой, броской. Звонкую раскраску стали применять сравнительно недавно, с 1930-х годов. До этого игрушка была глазурованной, ближе к скопинской. Недостаток материала для глазури заставил перейти к цветной раскраске, открытому цвету, появившемся прежде всего в народном костюме этих мест, в росписи деревянных изделий' отмечают искусствоведы.
''Каждый мастер имеет собственную манеру лепки. Соблюдение вековых канонов не лишает творчество вариативности , индивидуальной образной выразительности. У каждого мастера свой олень и своя птица. Старейший мастер Абашева — Акинфий Фролович Зот- кин (1883-1972). Вместе с братом Ларионом они славились на всю деревню как лучшие мастера. Тимофей Зоткин (1929-1988) с десяти лет перенял мастерство лепки у своего отца Николая, делал посуду, украшая скульптурными изображениями птиц, зверей. В 1970 году именно он возглавил работу по возрождению традиций абашевской пластики. Были построены мастерские, где работали мастера и ученики. Продолжая работать над традиционными сюжетами, Тимофей Зоткин создаёт и новые. Например, «Городовой», «Коронованный баран», «Сеятель»... Увеличение масштаба пластики приводит к потере у игрушечности. Тимофей Зоткин тянется всё большей сюжетности изображений («Петух с разбойник», «Пошёл петух с цыплятами в гости).
В середине 1970-х годов к Тимофею Николаевичу Зоткину пришла слава. С триумфом прошли первые его выставки в Пензенской области. В1981 году его единственного из всех народных мастеров глиняной игрушки Пензенской области приняли в члены Союза художников СССР. Художественные альбомы и разные журналы публиковали о нём статьи. Из-за рубежа шли приглашения участвовать в выставках. Вот тогда и попали его работы в Лувр, в Эрмитаж и Государственный исторический музей, в музеи Сергиева Посада (Московская область), музей народного творчества г Спасска (Пензенская область), Картинную галерею им. К.А. Савицкого (Пенза), в многочисленные частные коллекции. О творчестве народного мастера писали искусствоведческие исследования Г.М. Блинов, И.Я. Богуславская, Н.Ф. Вяткин, Г.Л. Дайн, Н.И. Забродина, Л.Ф. Крестьянинова, В.Л. Мочалов, М.А. Некрасова, Л.Н. Рондели, О.М. Савин, В.Г. Федотова, Н.Н. Хаустова, Е.И. Можаева.
Умер Тимофей Николаевич Зоткин 1 августа 1988 года. Спустя 10 лет и появилась на его сельском доме мемориальная доска. В XXI веке эстафету династии народных мастеров продолжает его внук — Александр Николаевич Зоткин. И скоро выйдет в свет роскошный, издаваемый в Италии, альбом о творчестве Тимофея Зоткина, так явно обозначившим связь с седой арийской древностью России...
Поделиться с друзьями: