Зоткин Тимофей Никитович. 1930-1988 гг. Народный самобытный мастер. Село Абашево, Спасский р-н, Пензенская обл.

Зоткин Тимофей Никитович. 1930-1988 гг. Народный самобытный мастер. Село Абашево, Спасский р-н, Пензенская обл.

ЗОТКИН ТИМОФЕЙ НИКИТОВИЧ

Корни абашевской глиняной пластики уходят в глубокую древность. Село Абашево, расположенное по берегам реки Патра, находится вблизи города Спасска (Бедно-демьянска). Ранее входило в мордовские земли, потом в Тамбовскую губернию и в Самарскую, теперь — в Пензенскую об­ласть. В писцовых книгах деревня Абашево упоминается с 1616 года.

Потомственное мастерство здесь пере­давалось из поколения в поколение боль­ше трехсот лет. Само поселение в средне­волжском крае имеет древнюю историю, определяемую в своих истоках археологи­ческим понятием «абашевская культура» по названию села Абашево — первого места раскопок, начатых в 1925 году, — три кур­гана с 11-ю погребениями. Вновь открытая тогда культура имела свои особые черты.

Выделялась типичной «абашевской» кера­микой — круглодонные колоколообразные сосуды с отогнутым венчиком и шарообраз­ные с закруглённым дном и характерным орнаментом: зигзагообразные и косые ли­нии, ромбы, соединённые углами, треуголь­ники заштрихованные. Керамика абашевская свидетельствует о высоком уровне пласти­ческой культуры. Датируется она второй половиной 11-го тысячелетия до н. э. Учёные предполагают, что абашевская культура произошла из массива средне-днепровских племён, связана с соседними культурами эпохи бронзы. Распространена в Среднем По­волжье, однако памятники её встречаются шире — от Калужской области до Башкирии. Абашевская керамика была обнаружена при раскопках у Плещеева озера, а также в При- уралье. Важно, что народная керамика села Абашево сохранила генетическую связь с приднепровскими племенами именно через абашевскую культуру.

Абашевская культурная традиция бронзовой эпохи сыграла большую роль в последую­щей истории Поволжья и Приуралья. Тем не менее тайна происхождения абашевской куль­туры ещё не раскрыта. Но генетически с нею связана народная пластика села Абашево. Здесь вместе с традиционной гончарной посудой — корчаги, горшки, кувшины, рукомой­ники — лепили игрушки. Впрочем, её монументальные формы не назовёшь игрушкой. Они поражают обобщённостью, энергичностью выразительного силуэта, условностью художе­ственного языка, крепким реалистическим чувством всеобщности живого мира. Тради­ционные мотивы необычайно устойчивы: всадник, барыня с птицей, конь, баран, курица, козёл, олень, коровка. Свой тип рогов соответствует каждому животному. Округлые — для брана, саблевидные — для козла. В нарядный цветущий куст превращены рога оленя, подчёркивающие древнее символическое содержание образа. Женскую фигуру увенчива­ет кокошник древней формы или островерхая шапочка восточного типа. Выделяется пла­стичностью изображение собаки, играющей со щенком. Густой слой непрозрачной краски зелёного, красного, синего цветов сглаживает несколько тонкий рельеф лепной формы. Игрушка получается яркой, броской. Звонкую раскраску стали применять сравнительно недавно, с 1930-х годов. До этого игрушка была глазурованной, ближе к скопинской. Не­достаток материала для глазури заставил перейти к цветной раскраске, открытому цвету, появившемся прежде всего в народном костюме этих мест, в росписи деревянных изделий' отмечают искусствоведы.

''Каждый мастер имеет собственную манеру лепки. Соблюдение вековых канонов не ли­шает творчество вариативности , индивидуальной образной выразительности. У каждого мастера свой олень и своя птица. Старейший мастер Абашева — Акинфий Фролович Зот- кин (1883-1972). Вместе с братом Ларионом они славились на всю деревню как лучшие мастера. Тимофей Зоткин (1929-1988) с десяти лет перенял мастерство лепки у своего отца Николая, делал посуду, украшая скульптурными изображениями птиц, зверей. В 1970 году именно он возглавил работу по возрождению традиций абашевской пластики. Были построены мастерские, где работали мастера и ученики. Продолжая работать над традиционными сюжетами, Тимофей Зоткин создаёт и новые. Например, «Городовой», «Коронованный баран», «Сеятель»... Увеличение масштаба пластики приводит к потере у игрушечности. Тимофей Зоткин тянется всё большей сюжетности изображений («Петух с разбойник», «Пошёл петух с цыплятами в гости).

В середине 1970-х годов к Тимофею Николаевичу Зоткину пришла слава. С триумфом прошли первые его выставки в Пензенской области. В1981 году его единственного из всех народных мастеров глиняной игрушки Пензенской области приняли в члены Союза худож­ников СССР. Художественные альбомы и разные журналы публиковали о нём статьи. Из-за рубежа шли приглашения участвовать в выставках. Вот тогда и попали его работы в Лувр, в Эрмитаж и Государственный исторический музей, в музеи Сергиева Посада (Москов­ская область), музей народного творчества г Спасска (Пензенская область), Картинную галерею им. К.А. Савицкого (Пенза), в многочисленные частные коллекции. О творчестве народного мастера писали искусствоведческие исследования Г.М. Блинов, И.Я. Богуслав­ская, Н.Ф. Вяткин, Г.Л. Дайн, Н.И. Забродина, Л.Ф. Крестьянинова, В.Л. Мочалов, М.А. Не­красова, Л.Н. Рондели, О.М. Савин, В.Г. Федотова, Н.Н. Хаустова, Е.И. Можаева.

Умер Тимофей Николаевич Зоткин 1 августа 1988 года. Спустя 10 лет и появилась на его сельском доме мемориальная доска. В XXI веке эстафету династии народных масте­ров продолжает его внук — Александр Николаевич Зоткин. И скоро выйдет в свет роскош­ный, издаваемый в Италии, альбом о творчестве Тимофея Зоткина, так явно обозначив­шим связь с седой арийской древностью России...