Персональная выставка Максимильяна Преснякова "Дорогами Хивинского и Кокандского ханств" Рязанский музей путешественников г. Рязань, ул. Ленина, д35 4 марта 2019

Персональная выставка Максимильяна Преснякова "Дорогами Хивинского и Кокандского ханств" Рязанский музей путешественников г. Рязань, ул. Ленина, д35 4 марта 2019

Максимильян Пресняков Действительный член Академии Народного Искусства 

Моё участие во втором этапе экспедиции Рязанского областного отделения Русского географического общества, посвящённой имени М.Д.Скобелева и проходившей под руководством М.Г.Малахова по маршруту от г.Ош до г.Актау (от Тянь-Шаня до Каспия) имело результат в более чем 60 графических и живописных работ – своего рода путевых заметок, изобразительного дневника маршрута. Это пятая экспедиция, в которой я участвую, и 60-я персональная выставка в моей творческой биографии. Наш путь пролегал через Маргелан, Алтынкуль, Наманган, Фергану, Коканд, Ташкент, Карши, Бухару, Хиву, руины древних крепостей хивинского ханства, Кунграт, Муйнак, Бейнау, с посещением мест форта Новоалександровский, Форта Шевченко, бухты Кимберли, живописных урочищ плато Устюрт.

В Ташкенте мне удалось зафиксировать на бумаге вечерний вид на ташкентский Свято-Успенский кафедральный собор, а также фасад музея Сергея Есенина, созданного ещё в советское время, имеющего в коллекции подлинные предметы, тематические работы художников, включая листы рязанского художника С.А.Епифанова. Незабываем длинный переезд по дороге между Каракумами и Кызылкумами – я любовался в чём-то однообразными, но  постепенно меняющимися видами и оттенками цвета пустыни. Таинственные руины древних среднеазиатских крепостей, сложенных в своё время их сырцовых кирпичей, создают очень загадочное впечатление. Рыболовецкие корабли, стоящие на бывшем дне Аральского моря теперь не столь эффектно выглядят, как ранее, когда их не окружали заросли кустов, но всё равно вдохновляют на размышления о взаимоотношениях Человека и Природы. Заставляют задуматься над перипетиями истории остатки фундаментов русских фортов XIX века. Останцы, следы древних каменных стен и поля чёрных кусков кремня, рассыпанных по меловой породе, урочища Бозжира как и другие места плато Устюрт вызывают очень специфическое настроение – будто попадаешь в какой-то другой мир ‒ и не сон, и не явь. По этим местам проходили когда-то колонны русских солдат в сторону Хивы.

По пути мы видели в основном одногорбых верблюдов. Встречи с двугорбыми оказались вопреки моим ожиданиям редкими. Уже во время поездки я узнал, что нынешняя Фергана основана М.Д.Скоблевевым как Новый Маргелан, и после его кончины этот город носил имя Скобелев, хотя ныне убран не только памятник генералу, но даже и скульптурный его портрет из краеведческого музея. Да, не всё прошло «гладко», и машина застревала в песках, когда приходилось чуть отклоняться от обихоженного полотна дороги. Приходилось перемещаться и по разбитым дорогам, и по простым наезженным колеям. Может быть, ощущение связи с историей было бы сильнее, если бы на каждый информационно насыщенный или живописный пункт пути времени было бы побольше. Но и выделенного срока было достаточно, чтобы собрать некоторое количество изобразительного материала, который можно считать иллюстративным рядом к отснятым видеосюжетам. К сожалению, Самарканд мы проезжали уже после захода солнца, но моя персональная выставка, посвящённая поездке в этот город с посещением Бухары, Шахрисабса и Ташента уже проходила ранее в Рязанском музее путешественников, а потому мне больше жаль моих коллег по экспедиции, которым не довелось прогуляться среди его впечатляющих архитектурных памятников.

 

 подлинен только вид

 

В 2018 году многими важными событиями было отмечено 175-летие Скобелева. Рязань и рязанцев нельзя упрекнуть в невнимании к своему знаменитому земляку. Стоит лишь напомнить, что первый памятник М.Д.Скобелеву появился в 1995 году в Рязани (после разрушения ему посвященного монумента на  Тверской площади  в Москве в 1918 году).

В сентябре 2018 года Рязанское областное отделение Русского географического общества совместно с Рязанским музеем путешественников и РГУ им. С. А. Есенина провело экспедицию в Среднюю Азию по маршрутам боевых походов Михаила Дмитриевича Скобелева первой половины 1870-х годов. Экспедиция побывала практически во всех местах, связанных с деятельностью Скобелева, на территории трёх государств – Киргизии, Узбекистана и Казахстана.

М. Пресняков не первый раз участвует в такого рода экспедициях.  Роль художника  в исследовательских экспедициях со времен 19 века конечно изменилась. Об этом он сам пишет в своей статье «По следам белого генерала». Художник-исследователь, каковым является Максимильян Пресняков, встречается в наше время крайне редко. Можно утверждать, что мы становимся свидетелями возрождения жанра путевых заметок-наблюдений. Художник в экспедиции – персонаж зависимый, часто обидно зависимый, от многих людей и многих обстоятельств. Для зарисовок, набросков выкраивается время от отдыха, сна, работать приходится быстро, точно, безошибочно, сопоставив резерв времени с возможностями выбранного материала. Если впереди вечер, то это картон, масло, на коротких остановках тонированная бумага и карандаш, реже акварель. В руках мастера сам цвет тонированной бумаги становится носителем образа пустыни, жара. Порой глазу не за что зацепиться в пейзаже, но из нескольких напряженных штрихов белым карандашом возникает образ хлопкового поля (Хлопковое поле между Ферганой и Кокандом)… Однообразные днем ландшафты являют свою подлинную красоту на закате или в рассветный час (Полупустыня на пути из Ургенча в Нукус).

Путешествие М. Преснякова – это прежде всего экспедиция, и по запечатленным мотивам вполне можно составить её точный маршрут  – работы практически всегда имеют точное географическое название того места, где они были сделаны. Эта точность обязывает. Ведь М. Д. Скобелев со своими отрядами видел эти пейзажи с древними крепостями, в этих местах разыскивались колодцы, строились укрепления (Оборонительная полоса форта Новоалександровской). Эти пустыни с предками современных неподвижных дромадеров были свидетелями  тяжести похода и отваги русских чудо-богатырей со своим белым генералом. «Вы видели, вы слышали – вы свидетели», – так В. И. Суриков  разговаривал с московскими камнями, когда стрельцов писал. Пустыня и её камни свидетели былого, подлинность разлита в самом пейзаже, это Максимильян Пресняков чувствует, это стремится и спешит запечатлеть.

                                                                                                                                                                                                             Ирина Протопопова