5. Музей Народной Графики основан в 1989 г.

5. Музей Народной Графики основан в 1989 г.

 

 

"Музей народной графики"

Академии   народного   искусства России

 

  В 1982 г. в Москве образовалось товарищество - "Мастерская народной графики", насчитывающее свыше 100 художников. Благодаря усилиям его инициаторов, в частности, художника Виктора Петровича Пензина, явившегося основоположником жанра современного лубка. Были собраны редчайшие экспонаты этого уникального жанра народного искусства, разработана стилистика лубка, начата выставочная деятельность. На основе переданной Пензиным личной коллекции и работ Мастерской народной графики 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома 10 по переулку М. Головин близ Сретенки открылся "Музей народной графики". Неподалеку, на ограде Церкви Св. Троицы в Листах, вывешивались для продажи народные лубки, на площади, где располагался знаменитый Сухаревский рынок. То отмечено в первой публикации о русском лубке - книге И. Снегирева "Лубочные картинки русского народа", 1861. Музей расположен в историческом месте Москвы, где некогда возник уникальный художественный и печатный вид искусства. Память о нем хранят названия улиц и площадей: Большая и Малая Лубянка, Печатников переулок, церквей Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах на Сретенке и др.

  Лубок - русская народная картинка - появился в первой половине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова "Апостол" (1564 г.). Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как картинка - азбука, картинка - рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным текстом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традиционный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.

  В 1627 году лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получивший название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать.

  Для широких масс русских людей "Библия" Кореня стала близким им средством ознакомления со Священным Писанием. Жанр лубка требовал сопровождения рисунка текстом, который зачитывал грамотный человек. Лубок был декоративен и быстро завоевывал популярность у горожан, крестьян, в барских усадьбах и царских палатах. Стены детской комнаты Петра Алексеевича, будущего русского царя, были увешаны лубочными картинками.

  Тематика лубка расширялась, становилась не только религиозной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к рыцарским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили").

  Вместе с тем, лубочные картинки рассказывали о военных кампаниях того времени, включая Отечественную войну 1812 года, русско-японскую (1904-1905) и первую мировую войну (1914-1917). Среди военных сюжетов - доблесть славянских воинов, мужество и талант прославленных полководцев, тем самым лубок становился средством воспитания патриотизма и просвещения.

  Музей располагает коллекцией работ, посвященных семье русского царя Николая II - династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета - «Великие князья и цари российские», изд. 1870 г. Древо Рюриковичей, как известно, охватывает семьсот лет истории России.

  Возможности лубка, в том числе и художественные, привлекали многих известных художников, для которых работа в жанре лубка служила важным мостиком к продолжению своего творчества на новой основе. Достаточно упомянуть известных мастеров: В. Кандинского, К. Малевича, П.Филонова, А.Лентулова, Г. Нарбута и др. В графике в этом стиле выделялся В. Маяковский, создавший в 1905 г. серию из 25 лубков.

  В области музыкального творчества стилистика лубка заметна в таких произведениях И. Стравинского как «Петрушка», «Весна священная», исполнявшиеся в «русских сезонах» в Париже (1908-1929). Лубочный стиль был позже использован в литографиях М. Шемякина (по мотивам «Весны священной», «Карнавала») его же декорациях и костюмах для балета «Щелкунчик» (2003 г.).

  Революционные события начала XX века привели к созданию нового вида лубка - агитационного. Сперва это были агитлубки и плакаты времен гражданской войны. Затем появились окна РОСТА, со стихотворными текстами. Здесь играли большую роль В.Маяковский, Д.Моор, В. Дени и др.

  В 30-е гг. XX века в жанре лубка работали А. Куликов и Б.Кустодиев. Последующий бурный рост станкового изобразительного искусства на время оттеснил лубок, преждевременно причисленный к низшим видам искусства, по сравнению с "классикой".

  Свою силу лубок вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Одной из его форм стали «Окна ТАСС», а затем - «Агитплаката», сыгравшие немалую роль в сплочении патриотических сил народа в послевоенном становлении страны.

  Вряд ли можно сводить значение этого жанра только к его "служебной" полезности, не видя чисто художественных особенностей этого искусства. О них с симпатией писал в свое время еще А. Пушкин и Н.Гоголь. О силе народной картинки говорили виднейшие передвижники: И.Репин, В.Суриков, В.Васнецов, В. Верещагин и мн. др. В народной картинке за внешней простой и доступностью они увидели удивительную свободу самовыражения, народность, смелость колорита, разнообразие художественных приемов и сюжетов.

  Эти качества проявились и в 60-е годы прошлого столетия, когда лубок был признан повсеместно, а в Москве состоялись совместные выставки художников Мастерских народной графики СССР и Мексики в Доме дружбы с народами зарубежных стран (1984). Перед этим работы художников-лубочников экспонировались в ряде стран Латинской Америки и заслужили там высокую оценку. Художник Альберто Бельтран - Лауреат Международной премии мира, Академик Академии искусств, один из основателей Мастерской народной графики Мексики, писал тогда: "Думаю, что это направление в искусстве может стать тем семенем, которое вызовет к жизни графические произведения во многих странах. Я поклонник того искусства, которое создается народом, потому что его древние корни помогают художникам оживлять свое творчество".

  Среди наиболее одаренных мастеров Российской народной графики следует отметить: О.Подкорытова, Ю.Ноздрина, А.Максимова, Ю.Мовчана, Н. Казимову, Ю.Люкшина, Л.Лехову, Г.Еськина, В.Белова, Н.Локотькова, Л.Улыбину, В.Ленчина, Л.Подкорытову, Л.Ермилову, Е.Старовойтову, И.Пуховскую. Их работы включены в постоянные экспозиции Музея.

  За годы существования Музей провел более 150 выставок, среди них 33 выставки за рубежом (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испания, Франция и др.).

  В 1993 г. в составе делегации Департамента культуры правительства Москвы директор музея В.Пензин был принят в Ватикане папой Иоанном Павлом II. Папе были вручены восстановленный Атлас "Русские народные картинки" - "Библия В.Кореня" и работа В.Пензина "Тысячелетие христианства на Руси". Теперь они хранятся в Ватиканской пинакотеке. Директор музея был награжден медалью, посвященной 15-летию восшествия папы на престол.

   Музей проводит научную работу в области жанра лубка. Были определены пять пунктов стилистики современного лубка: "Русский лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы". "Современный лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики".

  Лубок является объединяющим видом искусства славянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимал деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Белоруссии и Украины.

  На XXX Випперовских чтениях (1997), посвященных столетию ГМИИ им. Пушкина и столетию со дня смерти известного собирателя лубка Д.А. Ровинского, Музей представил доклад и организовал выставку русского лубка XVIII-XIX веков.

  Музей восстановил канонические печатные формы, по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов "Библии Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок ("Русский гренадер" и др.), бытовой, песенный лубок и др. Отпечатанные вручную с этих форм сюжеты раскрашены в соответствии с традиции мастеров XVIII века.

  При "Музее народной графики" Академии народного искусства России работает детская художественная школа "Яркие краски лубка - XXI век". Проводятся регулярно мастер-классы «Сударушка» - интерактивные выставки-представления. Где главными участниками представления  являются дети, которые рисуют, раскрашивают лубки, играют, водят хороводы  и поют.

  Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке "Искусство в действии" в Оксфорде, Англия (1997 г.); на международном фестиваля искусств в Монпелье, Франция (2001 г.); выставка религиозного лубка в Веллетри, Сачиле, Феррара, Италии (1993-1995 гг.); на 10-м международном фестивале фольклора в Испании, 1989 г. (12 городов Галисии) и мн. др.

 " Музей народной графики" Академии народного искусства России включен в двухтомное издание "Музеи мира", опубликованном в Лейпциге (Германия), он числится там за номером 16000797, среди 33 тысяч музеев мира из 195 стран. 

В. Пензин

Основатель и директор Московского государственного

"Музея народной графики" (1989 -2015 гг)

 

АдресМалый Головин переулок, 10, Москва, 107045

ПИСЬМО от коллектива Государственного института искусствознания 

от 21.10.2013 г № 1/4 -588

 

            

Письмо Президенту РУСКУЛЬТФОНДА Большову А.А.​

"Уважаемый Андрей Александрович!

    В Российской культуре произошла великая трагедия – необоснованно, под видом оптимизации процессов управления, в данном случае, фактически произошла ликвидация Московского музея народной графики: руководство, юридическое право, фонды, площади. По приказу Департамента культуры города Москвы (пр.№ 391, а от 07.06.2013г.) переданы Музею наивного искусства. Вызывает недоумение, что музей профессиональной направленности утрачивает самостоятельность, ликвидируется как юр. лицо и фактически переведен в разряд САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ТВОРЧЕСТВА АУТСАЙДЕРОВ (медицинские отклонения).

   24.11.2015 года приказом Департамента культуры утвержден устав нового образования "МУЗЕЙ РУССКОГО ЛУБКА И НАИВНОГО ИСКУССТВА" в результате реорганизации Музея наивного искусства. Все три здания Московский музей народной графики (Малый Головин пер., 10), Государственный выставочный зал «АРТ-Измайлово» (Выставочный зал музея наивного искусства) (Измайловский бульвар, 30) и «Арт-Наив» (Музей наивного искусства) (Союзный проспект, 15а). В Москве идентичной направленности есть «Музей Сидура». Кроме перечисленных адресов, в Москве есть «Московский Дом самодеятельного творчества» (Б. Овчинниковский переулок, д. 24, стр. 4 и 5). Департамент культуры г. Москвы объединил под общим названием «МУЗЕЙ РУССКОГО ЛУБКА И НАИВНОГО ИСКУССТВА»! И это несмотря на активные протесты музеев и общественности (см. приложение к письму № 10 от 15.04.2014 В защиту музея) Кроме того направлялись письма в защиту музея: Президенту РФ В,В, Путину; Директору Эрмитажа М.Б. Пиотровскому; (вх №1885 от 05.11.13) Советнику Президента РФ по культуре В.И. Толстому; Вице-Спикеру Госдумы Л.И. Швецовой; Председателю отдела Московского Патриархата по взаимоотношению церкви и общества Протоирею Всеволоду Чаплину; Наместнику Сретенского Стравропигиального мужского монастыря Архимандриту Тихону; Депутату Госдумы, заместителю председателя комитета по культуре И.Д. Кобзону.

  И всем, с вариациями, однотипный ответ: ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ Г. МОСКВЫ НЕ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ЛИКВИДАЦИЮ МОСКОВСКОГО МУЗЕЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ, В СВЯЗИ С ЧЕМ МУЗЕЙ НЕ УТРАТИТ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ И СПЕЦИФИКУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Начальник отдела музейно-выставочной работы А.В. Горянов.

  Что мы имеем сегодня, спустя некоторое время? Музей с 25-летней историей и популяризирующий 450-летнию историю жанра русский лубок - ликвидирован! Произошел Государственный рэкетирский захват здания и фондов музея, а сам директор, учредитель и основатель Музея народной графики был уволен Департаментом без объяснения причин. (Приказ от 06.10.2014 №1391 пункт 2 статья 278 Трудового кодекса РФ). Такое возможно лишь в России!!!

  Убедитесь сами, выставленные произведения самодеятельного искусства повсеместно выдаются за жанр русского лубка. Не многовато ли для Москвы и России лжепропаганды традиционного жанра, каким является РУССКИЙ ЛУБОК?

  Слияние двух РАЗНОПРОФИЛЬНЫХ музеев означает, что многовековая история русского лубка, ставится в один ряд с самодеятельным искусством и творчеством аутсайдеров. Прошло совсем немного времени, и как результат объединения, на телеканале «Культура» вышла передача », в которой Зам. директора по науке и старший научный сотрудник!!! «Русский лубок» говорит: - «ДЛЯ МЕНЯ РУССКИЙ ЛУБОК – ЭТО ТАКОЙ ЖЕ КОМИКС…». Напрашивается вывод: КОМИКС –ЭТО ПРЯМОЙ НАСЛЕДНИК РУССКОГО ЛУБКА? ЛУБОК БЫЛ ВСЕГДА ДОСТАТОЧНО НАИВНЫМ ИСКУССТВОМ?

  Появление пресловутого ролика в условиях глобализации любительская линия, обладает агрессивными, разрушительными свойствами. Самодеятельность, любительство (что составляет специфику деятельности музея наивного искусства) в рыночных условиях подменяет собой профессиональное, традиционное, народное декоративно-прикладное и даже изобразительное искусство, разрушая традиции ради общих целей с любителями-наивистами всего мира.  Последствия такой подмены в ряде стран мы хорошо видим, за исключением Перу, Индии, Мексики, Бразилии, Японии, Китая, Вьетнама, стран Африки, народное искусство почтиво всех странах остального мира исчезло. Россия – одна из немногих стран, где народное искусство еще существует.

  В целом, это приводит к размыванию границ, таких видов художественного творчества, как народный лубок и народное искусство с одной стороны, и наивное искусство (самодеятельное) – с другой, к ложной идентичности этих направлений, к терминологической путанице, и главное, к обесцениванию традиций народного искусства.

  В ролике виден определенный заказ, идущий с Запада, а главное дан старт всем наивистам России свои опусы выдавать за НЕОЛУБОК. Чтобы оправдать свою недальновидность и непрофессиональность музейный отдел Департамента культуры г. Москвы назвал все музеи наивного (самодеятельного) искусства «Музей русского лубка и наивного искусства». А в случае непредвиденных событий отписаться:- «Департамент не ликвидировал Музей народной графики, а даже наоборот, - все три здания обозвали «Музей русского лубкаи наивного искусства». Тем самым, жанр русского лубка переведен в разряд самодеятельного искусства и творчества аутсайдеров (медицинские отклонения). Спрашивается, зачем было объединять музеи, когда у Музея наивного искусства (Союзный пр-т. д. 15) однако был и есть свой выставочный зал (Измайловский б-р. 30)? Не будем описывать экспозицию нового музея и его самодеятельные росписи на стенах. По словам  А.В. Горянова эта «Хрень»- и она обошлась бюджету почти под миллион рублей. Почти год (перспективы нет) в музее смешаны вперемежку, экспонируются ксерокопии Библии Кореня, работы современных художников Мастерской, ксерокопии русского лубка. В Музее народной графики каждый зал был посвящен последовательных и теме и временному отрезку развития жанра. А если учесть, что ксерокопии имеют серо-мышиный цвет паспарту, а рамки, натурального шпона вишни, выкрашены черной гуашью. Все вместе оставляет мрачное, агрессивное впечатление!!! В детской комнате роспись растения марихуаны. Дословная речь Горянова: - «Какая это марихуана, это конопля…» Тягостное впечатление…

  Музей с названием «Музей народной графики» - это широкое понятие и в будущем подразумевалось популяризацию народной графики не только России, но и Китая, Вьетнама, Японии, Франции, Германии, Болгарии, стран Балтии и т.д. В феврале 2014 года состоялась выставка «Китайская народная картинка». Последняя выставка в Музее была посвящена народной графике России, Китая, Вьетнама, Египта, Тибета (19 сентября-01 ноября 2015г.). Музей народной графики, за 25 лет своего существования стал МИРОВЫМ БРЕНДОМ, организуя показы народной графики России, за рубежом в более 30 странах мира. Он был включен в двух томное издание «Музеи мира» опубликованное в Лейпциге (Германия). И числится за № 16000797 среди 33 тысяч музеев мира.

  Высылаю Вам выдержки из передачи «Пряничный домик. Русский лубок» и найденные в сети Интернет  «шедевры» так называемых «неолубковистов». Очень прошу Вас посмотреть заказной «шедевр» ВГТРК «Культура» «Пряничный домик. Русский лубок» и высказать свое мнение о передаче и ситуации вокруг проблемы.

  В последнее время на сайте музея "русского лубка" и "наивное искусство" выложен материал "Пряничный домик" из архивного фонда "TV КУЛЬТУРА", посвященный народному творчеству. Этот познавательный иллюстративный материал направлен на широкую массовую аудиторию. Спрашивается, какое имеет отношение к русскому графическому лубку? (вязание деревенских половичков, изготовление и обжиг керамической  посуды и многое др.) В стране и Москве, помимо перечисленных адресов зданий, имеется также «Московский Дом самодеятельного творчества» (Б. Овичнниковский переулок, д. 24, стр. 4 и 5). А так как нет реальной искуствоведческой и пропаганды графического русского и современного лубка, работ  Мастерской народной графики, произведений Вьетнама , Китая, Японии, Мексики, Тибета, Египта, России и др. заполняется нейтральным материалом.

  Стилистика жанра русского и современного лубка начинается с определения "ТРАДИЦИОННОСТЬ"  в самом широком смысле этого слова. Это основопологающая догма, а все другое означает "псевдонародное" искусство. Привязывание к русскому и современному лубку так называемое: КОМИКСЫ, НАИВНОЕ (самодеятельное) ИСКУССТВО, ТВОРЧЕСТВО АУТСАЙДЕРОВ (медицинские отклонения), НЕОЛУБОК и др., есть прежде всего  НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОСТЬ объединения двух разнопрофильных музеев.   

  Смотри Экспертное заключение ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВОЗНАНИЯ президенту РФ Путину В.В. Письмо от 21.10.2013 г № 1/4 -588"

 

 

​С уважением​ ​Пензин В.П.​

Вице-президент РУСКУЛЬТФОНДА  

Президент Академии Народного Искусства  

Директор Музея народной графики 1989-2014 гг."