Современный русский лубок. Стилистические особенности жанра современного русского лубка

Современный русский лубок. Стилистические особенности жанра современного русского лубка

 СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛУБОК 

 "Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на требования и нужды простого человека и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину".

Д. А. Ровинский «Русские народные картинки» СПб. Изд. Р. Голике, 1990 г., т.1, С.84

    Из всех жанров изобразительного искусства, русский лубок по праву является одной из составляющей части Национальной идеи и культуры России.  Самым массовым и доступным, для понимания, видом народного графического искусства. Русский лубок в Мировой истории искусств выделен как отдельный, самостоятельный жанр.

  Основоположник жанра современного русского лубка, основавший в 1982 году "Мастерскую народной графики" Пензин Виктор Петрович, опубликовал «Стилистические особенности «Советского лубка»». - "Художники, сочетая в своем творчестве традиции народного искусства, создают произведения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня XXIвека. Стилистика жанра современного лубка начинается со слова "ТРАДИЦИОННОСТЬ" в самом широком смысле слова." Это основополагающая догма, всё другое означает «псевдонародное» искусство, навязанные его «традиции» не имеют ничего общего с классическим и современным народным лубком, это как: комиксы, наивное (самодеятельное) искусство, творчество аутсайдеров (медицинские отклонения), «неолубок» и др.

 

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛУБКА:

  1.  ТРАДИЦИОННОСТЬ - присущая как искусству народных промыслов, народному фольклору, так и русскому классическому лубку.  Лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы.

  2.  Пластические характеристики лубка:

·      УСЛОВНОСТЬ - понимается не только в трактовке тем, но и пространства, времени, композиции, рисунка и цвета.

·      КОМПОЗИЦИЯ - разомкнутая во времени и пространственном отношении. В одной изобразительной плоскости объединяются реальность и откровенная фантазия, декоративность и утилитарность прикладного искусства.

·      РАСКАДРОВКА СЮЖЕТА (клейма) помогает раскрытию темы. Лубок – это изобразительный рассказ, который может не уместиться в одном сюжете.

·      ДЕКОРАТИВНОСТЬ - раскраска цветом, возможен монохромный вариант.

·      НЕБОЛЬШОЙ ФОРМАТ обусловлен использованием лубка в интерьерах жилых и общественных зданий.

·      ОБРАЗНОСТЬ - использование аллегории, гротеска, метафоры, символа, гиперболы, иронии, пафоса, а также добрый юмор с его неиссякаемой жизнерадостностью и оптимизмом.

  3.  ТЕКСТ в лубке, несущего смысловую нагрузку. Текст должен органически вплетаться в изобразительную ткань лубка.

  4.  ТИРАЖНОСТЬ - наличие авторской формы, с которой печатается лубок: гравюра на дереве, продольная гравюра, линогравюра, офорт, резцовая гравюра, литография, офсет, трафаретная печать, шелкография, гравюра на картоне, уникальная графика (рисованный лубок) и т. д.

  5.  ТЕМАТИКА ЛУБКА: декоративный, исторический, портретный, поучительный, песенный, сатирический, сказочный, видовой и архитектурный пейзаж, аранжировка русского лубка.

  Современный русский лубок - не застывшая форма, а живое искусство! Оно развивается с рождением новых традиций и необходимостью решать общественные, политические и социальные задачи с использованием новейших технологических возможностей Интернета и других информационных технологий. Лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Это и есть место лубка в изобразительном искусстве.

сентябрь 2016 год                                                                                                                                                                                   В.П. Пензин

Президент Академии народного искусства России

Вице-президент «РусКультФонда»

Директор Музея Народной графики (1989-2015гг)