Сведения об Академии

Сведения об Академии

В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям разрешается только с письменного согласия администратора penzinrani@gmail.com и размещением активной ссылки на сайт http://folkacademy.umi.ru/  

В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям разрешается только с письменного согласия администратора penzinrani@gmail.com и размещением активной ссылки на сайт http://folkacademy.umi.ru/ В.П. Пензин у здания Музея народной графикиМосква, Малый Головин переулок, дом 10 ПЕНЗИН ВИКТОР ПЕТРОВИЧ • Советский и российский художник;• Основоположник советского и современного российского лубка;• Основатель и первый президент Российской Академии народного искусства (2011);• Председатель правления СХ народного искусства (2013);• Основатель Мастерской народной графики (1982–2007);• Основатель и директор Музея народной графики (1989−2014);• Почетный гражданин г. Спасска Пензенской области (2013);• Почетный гражданин г. Дубровно Витебской обл. Беларусь (2019). Творческая справка В. Пензин – художник-график, монументалист, видный теоретик и практик в области русской народной графики. В 1953-1958 гг Пензин учился в Пензенском художественном училище, в 1958-1963 гг в Московском полиграфическом институте. В 1982 году организовал в Москве товарищество художников «МАСТЕРСКАЯ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ "СОВЕТСКИЙ ЛУБОК"» (120 художников). Были собраны редчайшие экспонаты народного графического искусства, разработана стилистика лубка, начата выставочная деятельность. В 1989-м году в Москве под эгидой Всероссийского Фонда культуры основал «Музей народной графики», являлся директором музея более 25 лет. В 2003 г. музей преобразован в «Государственный музей народной графики». С 1982 по 1991 гг совместно с художниками «МАСТЕРСКОЙ НАРОДНОЙ ГРАФИКИ» реконструировал Библию бедных (1692-1696) Василия Кореня, восстановил канонические печатные формы лубков XVIII – XIX веков из атласа «Русские народные картинки, более ста сюжетов. В 1993 в составе культурной делегации правительства города Москвы был принят Папой Римским - Иоанном Павлом II. Вручил Понтифику реконструированный альбом Библии бедных. и был награждён именной медалью Папы Римского (Ватикан). В 2000 году выставку «Библия Кореня» и творческих работ В. Пензина проходившую в здании Президиума РАН (Москва), посетил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет – Патриарший Экзарх всея Беларуси. Первое духовное лицо придирчиво осмотревший выставку и оценивший высокое профессиональное графическое искусство своего земляка Василия Кореня и качество реконструкций. В 2016 году по заказу РПЦ изготовлен и вручен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу экземпляр реконструированной Библии Кореня. Начиная с 1993г. и последующие годы Библия Кореня экспонировалась на 116 мировых выставочных площадках, последними из которых были музеи белорусских городов Дубровно – родине Василия Кореня а также и в городе Витебске (2019), Минске (2020). С 1957 по 2019 гг. В. Пензин участник свыше 800 выставок в России и за рубежом: Международные, Дни культуры РСФСР, Дни культуры России, Дни культуры Москвы, Всесоюзные, Всероссийские, Фестивальные, Республиканские, Зональные, Городские, Персональные, региональные, академические, музейные и выставки «Мастерской народной графики». С 1980 по 1990 гг. работал заместителем председателя Совета по изобразительному искусству в Доме дружбы с народами зарубежных стран (Москва, пр-т. Калинина, 13) и был награжден Почетным знаком «За вклад в дело дружбы» (уд. № 2749). Персональная выставка В. Пензина «Советский лубок» в 1981г. экспонировалась в Мексике, Колумбии, Эквадоре, Перу. Работы В. Пензина хранятся в многочисленных отечественных и зарубежных музеях, в том числе в Апостолической Пинакотеке Ватикана, Берлинском государственном музее (Фонд Лотара Больца – министра иностранных дел ГДР), Доме-музее А. Сикейроса в Мехико (Мексика), в одноименном музее Тиссена–Борнемиса в Мадриде (Испания 1990), в галерее г. Пловдива (Болгария), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург 1989), Государственной Третьяковской галерее (Москва 2016), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва 1997), Музее-заповеднике "Александровская Слобода" Владимирской области (2014), Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в Храме Христа Спасителя (Москва 2016). РР Выставки проходили в музее им. Ивана Федорова Киево-Печерской Лавры (Украина 1989), в Государственной Третьяковской галерее (Москва 2016). Экспонировалась в музеях: Новгорода-Северского Черниговской обл., (Украина 1993), Переславля Залесского Ярославской обл. (2016) и мн., мн. др. В 1992 г.открытие и презентация «Музея народной графики» состоялось на фоне выставки реконструированных листов Библии, приуроченной к 300-летию начала работы Василия Кореня. Один из залов в постоянной экспозиции музея посвящен Библии. В 1982-1991 гг. завершение работы «Мастерской народной графики» над реконструкцией альбома «Библии бедных» из первого выпуска атласа Дмитрия Ровинского 1881 год. В 2019 году за создание реконструкций Библии бедных Василия Кореня, а также выставочную пропаганду творческого наследия гениального славянского мастера художника-гравера В.Кореня Виктор Пензин удостоен звания Почетного гражданина гор. Дубровно Витебской области, Беларусь. Статьи о творчестве основоположника Советского и Современного российского лубка, а также работы художника репродуцировались на многочисленных страницах книг, каталогов, журналов, газет, как в России так и за рубежом. О художнике созданы фильмы: Пензенская видеоэнциклопедия – XX в., «Виктор Пензин» (1998г.); «Яркие краски лубка» (1999); "Русский лубок" (2010) "Московский музей народной графики"(2011 г.); Lebt wohl, Genossen! Viktor Penzin (2012г.); и др. Изданная к 200-летию Пензенской губернии в «Пензенской энциклопедии» (2001), Справочник «КТО ЕСТЬ КТО» - всемирное издание (2012) и др. В 2008г. – инициатор и автор памятной доски народному мастеру Т.Н.Зоткину (1930-1988) в с. Абашево Спасского района Пензенской обл. установленной на доме, где жил и умер мастер, положив начало возрождению Абашевскому промыслу, и много лет был одним из организаторов в селе Абашево праздника «О чем поет гончарный круг», за что был удостоен звания Почетный гражданин г. Спасска Пензенской области. Написаны и подготовлены к печати рукописи «И ОСТАНЕТСЯ ТОЛЬКО ИМЯ. ВИКТОР ПЕНЗИН» и «ПЕНЗЕНСКОЕ НАСЛЕДИЕ. ТИМОФЕЙ ЗОТКИН». Видео репортаж о Музее народной графики «Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдет в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся натребования и нужды простого человека и создадут для него, рядомс народной литературой, истинно народную, но художественнуюрусскую картину" Д.А. Ровинский. «Русские народные картинки».СПб. Изд. Р. Голике. 1900 г., m.1, с.84ВЫСКАЗЫВАНИЯ О ВИКТОРЕ ПЕНЗИНЕ Б.Е. Ефимов – народный художник СССР, академик Академии художеств СССР, главный редактор творческого объединения «Агитплакат». 1988г.:«…Приход Виктора Пензина в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пензина–художника, но также активность и настойчивость Пензина–организатора, сумевшего сплотить группу, таких же, как он, энтузиастов, организовавших Мастерскую народной графики «Советский лубок», и затем Музей народной графики».С.Т. Коненков – скульптор. Народ. художник СССР, лауреат Ленинской премии. 1965 г.:«Ваши лубки мне нравятся очень. Вы вдохнули в лубок новые силы, дали ему вторую жизнь. В пору моего детства в каждой избе можно было увидеть лубочные картинки. Народ их любил».О.К. Комов - скульптор. Народный художник СССР. Академик Российской академии художеств, 1984 г.:«Виктор Пензин – большой энтузиаст. Возродить лубок – дело серьезное. Но мало возродить, надо дать ему современное звучание, не разрушая его традиционной структуры. Творчество Пензина в какой-то степени созвучно некоторым сторонам поэзии Сергея Есенина – народностью, неакадемичностью, оптимизмом. Очевидно, бережное отношение к этой разновидности графики в будущем даст еще большие результаты…»Л.П. Замойский – журналист-международник.1997г.:«… Известна роль видных живописных и графических школ в изобразительном искусстве, таких, как …импрессионисты или наши передвижники. Их поиски и находки определили развитие искусства на много лет вперед. Кто учтет, какое влияние окажет на процесс формирования новых направлений школа Пензина, уже позволившая сформировать более сотни самобытных и неожиданных по силе художников. К опыту этой школы обращаются сейчас все, кто не ленив, кто ищет новую свободу выражения своих чувств, в котором ум, сердце и душа сливаются и выражаются с максимальной выразительностью. Нет сомнения, что уроки школы возрожденного Пензиным современного лубка станут живительными для целого ряда грядущих поколений».П.Л. Проскурин - писатель. Герой Социалистического труда. Председатель Всероссийского фонда культуры. Из выступления на презентации и открытии музея 22 мая, 1992г.«Сегодня у нас праздничный день. Мы открываем единственный в мире Музей народной графики, в историческом месте города Москвы - Большая и Малая Лубянка, церковь в Печатниках, церковь Святой Троицы в Листах - это древние исторические знаки. Вокруг этих мест селились и работали лубочники. Этот день совпал с праздником Великой Пасхи и с празднованием в честь великого святого Святителя Чудотворца Николая. И это не случайно, потому что лубок на Руси начинался как пропаганда Божьего слова, Божьего дела...»Княгиня П. Волконская. 1997 г.:«Музей русского лубка – живая душа русского народа – открытая, щедрая, сияющая, бодрая и прекрасная. Создатель музея свершил великий подвиг – собрал сокровища народного духа воедино одним бескорыстным порывом своим – без помощи меценатов и власть предержащих. Общерусский Княжеский Собор и Великие князья Русской земли – Долгорукие, Голицыны, Волконские, Трубецкие, Нарышкины, Щербатовы, низко кланяются создателю Музея за его великое детище».В.Н. Староверов- искусствовед. «Московский журнал» № 9 сентябрь 2009г. С88-89«…В заключение нельзя хотя бы вкратце не сказать об основателе и бессменном директоре Викторе Петровиче Пензине- художнике-графике и монументалисте, видном теоретике и практике в области русской народной графики, человеке, которого называют основоположником жанра современного лубка…К Виктору Петровичу напрямую можно отнести пророческие слова выдающегося собирателя и исследователя русского лубка Д. А. Ровинского; «Надо ожидать, что это кровное народное дело перейдёт в недалеком будущем в руки даровитых наших художников, которые отзовутся на требования и нужды простого человека, и создадут для него, рядом с народной литературой, истинно народную, но художественную русскую картину…». Из готовящеся к печати книги Виктора Пензина "Жизнь в искусстве. И останенся только имя..." 5 раздел. Переписка Алексей Веселкин - Пензину (31 октября 2016 г.) «Уважаемый Виктор Петрович! Предыдущее моё послание вызвало разночтения из-за неоднозначного толкования понятия академическое искусство. Я имею ввиду не искусство, исходящее от Академии народного искусства России, а искусство классическое, в какой-то степени альтернативное народному, которое мы с Вами исповедуем. Вершина его развития - академизм и классицизм как художественные стили. Сравните, например, скрипача, играющего по нотам, заучивающего гаммы, и сельского скрипача-импровизатора, не знающего нотную грамоту, который начинал с бубна и барабана, но обнаружив слух и интуицию, добился примерно таких же результатов. Пути и методы у них совсем разные. И другой дух произведений. У академического искусства (и науки) прежде всего другой заказчик, представленный государством. Ему, этому искусству, привезённому в Россию Петром Первым, всего 300 с небольшим лет. А народному искусству - примерно 30 000. Оно здесь и родилось. Это можно сравнить с Волгой и небольшой речкой, в неё впадающей где-то уже в низовье.Важнейшая задача этой великой реки под названием народное искусство, на мой взгляд, состоит в налаживании связей поколений, что создаёт и укрепляет национальное гражданское сознание и общество. Мы - профессионалы, работающие на народных принципах. Это тоже служение государству, но по-другому, изнутри. От нас, народных промыслов, власти требуют прибыль и самоокупаемость, в то время, как мы создаём новые смыслы. Далее. К сожалению, народное искусство уже разведено по национальным квартирам. Уж так сложилось. Но когда я смотрю альбом "Деревянная игрушка России и Германии 19 - 20 веков", изданную у них, меня не покидает ощущение, что всё это делал один и тот же народ. Думаю, такие же впечатления и у них, у немцев, иначе бы они эту книгу не выпустили. Поэтому я однозначно за международный статус нашей академии как наиболее органично ей присущий, требуемый вызовами сегодняшних международных реалий. И ещё раз спасибо Вам за то, что работаете в этом направлении. Ваш Алексей.» Пензин В.П. "Мы теряем свои исторические и культурные корни" Журнал "Культура и Время" №2 за 2019гИзбранные творческие произведения Виктора ПензинаСовременный русский лубок. Стилистические особенности жанра современного русского лубкаДаты жизни и творчества В.П. ПензинаВыставочная и общественная деятельность В.П. ПензинаДарения, библиография, публикациии В.П. ПензинаВ.П.Пензин "Это - великое искусство" статья из "Московского журнала", №9 (225), сентябрь 2009 г.Лоллий Замойский "Неисповедимый Ватикан" статья из журнала "VIP" 1996 г.Пензин В.П. "Выше было лишь небо!"