Михайловское численное кружево

Михайловское численное кружево

МИХАЙЛОВСКОЕ ЧИСЛЕННОЕ КРУЖЕВО

MIKHAILOVFREEHANDLACE

Статья была опубликована в электронном научном журнале "Декоративно-прикладное искусство и образование", Сентябрь, 2014 год.  Выпуск №3 [http://www.dpio.ru/arxiv/v1/v4_3.htm]

Христолюбова (Шнырёва) Д.Ю., преподаватель Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (института)

D.Shnireva, teacher of the Ryazan branch of the High School of Folk Arts (the Institute).

Dasha_seregkina@bk.ru

Аннотация. В статье анализируется бессколочное михайловское кружево путем обращения к истории, библиографических источников и личного опыта автора. Технология изготовления бессколочного кружева. Роль технологии плетения без сколка в создании современных узоров михайловского кружева.

Ключевые слова: традиционное прикладное искусство, михайловское кружево, бессколочное кружево.

  1. The article reveals freehand Mikhailov lace by reference to history, bibliographic sources and the author’s personal experience. The technology of freehand lace. The technology of freehand lace implies creating modern Mikhailov lace patterns.
    Key words: traditional arts and crafts, Mikhailov lace, freehand lace.

 Народное искусство олицетворяет ценности культурного наследия русского народа. Лучшие достижения народного искусства являются воплощением национального своеобразия России.

 На рязанской земле таковыми являются михайловское кружево, скопинская керамика, кадомский вениз.

 Согласно таким исследователям, как С.А. Давыдова, Е.Н. Половцева, Д.К. Зеленин народное искусство в Рязани развивалось очень активно. Особенно развитию женских ремесел способствовал характер сельскохозяйственного труда. Крестьянки, практически всех уездов, занимались ручной вышивкой. В начале XX века в Рязанской губернии существовал 91 вид мерного кружева. По данным переписи 1922 года здесь работало 14788 кружевниц, что составило 17 % от всего числа кружевниц, работавших в России. Следовательно, ко времени установления советской власти, каждая шестая кружевница была рязанской.

 В Рязани было три главных центра кружевоплетения и у каждого свои характерные особенности. В Михайлове с давних времен плели толстое цветное кружево из грубых нитей. При тусклом свете лучины под мелодичные напевы и звон коклюшек рождались новые узоры. Благодаря многоцветию, кружево выглядит очень жизнерадостно. Ярко-красные, желтые, синие плотно переплетенные нити создают легко узнаваемый рисунок, который с другим не спутаешь. Кружево напоминает своей плотностью полотно, получаемое на ткацком станке. В орнаменте практически нет растительных или животных мотивов, что очень распространено в кружеве других регионов России. Узор строго геометричен.  Декоративная выразительность достигалась благодаря сочетанию плотных и ажурных форм (илл. 1,2,3). Чем шире кружево, тем сложнее оно в изготовлении. Но, благодаря этому, появляется еще больше возможностей для проявления творчества мастерицы. Древние орнаменты с символикой солярных знаков, вод и женского начала стали основой для зарождения художественного промысла.

 Мерное кружево представляет собой бесконечно продолжающуюся ажурную ленту с прямыми или ажурными краями. К нему относится кружево-край, прошва и аграмант. Мерное кружево никогда самостоятельно не употреблялось, а только для отделки – одежды, полотенец. В зависимости от назначения и характера изделия, подбирался и орнамент кружева. Для Рязанского декоративно-прикладного искусства характерно органичное соединение кружева с вышивкой в одном изделии, благодаря чему оно выглядит богато и нарядно (илл. 4).

 Первоначально кружево плелось не по сколку, а прямо на пустом валике, благодаря чему оно и получило свое название – бессколочное. Традиционное название для такого кружева – численное. У Е.Н.Климовой дается следующее описание для его плетения: « Его выполнение заключалось в соблюдении по памяти определенного количества переплетов нитей на коклюшках, которые необходимы для получения задуманного мастерицей узора. Отсюда и название кружева – счетное, численное». Тем не менее, изучая михайловское кружево и постоянно сталкиваясь с огромным разнообразием переплетений при выполнении образцов, данное утверждение становится очень сомнительным. Естественно, когда мастерицей уже придуман узор, она знает, какое количество перевивов должно быть выполнено в том или ином месте. Но для этого нет никакой необходимости их запоминать. Для этого нужно понимать, то есть научиться читать рисунок кружева. Как оказалось, мои предположения совсем не безосновательны, а уже были описаны в книге Натальи Абушенко «Плетеное кружево – загадка глубокой древности». В данной книге, где автор, путем обращения к различным источникам, находит удивительную истину, что численное кружево получило свое название вероятнее всего не из-за способа выполнения кружева путем пересчета нитей, а по названию нитей, из которых плели кружева: «Численка – термин, употребляемый при измерении льна и льнопродуктов: при сновании пряжа делится на численки, 10 или 30 численок составляет пасмо, 10 пасм – мот. Применительно к кружеву численка – льняная нить, скрученная из трех одинарных». Таким образом, становится ясно, что численное кружево не является столь примитивным; что повторяя всего лишь механические движения, основываясь на пересчете нитей, нельзя сплести удивительный и неповторимый узор. В этом и проявляется уникальность бессколочного кружева. Ведь не зря мастерицы, придумывая кружева, задвигали занавески на окнах в своих домах, чтобы никто не мог подглядеть, каким образом рождается в их руках новый узор. Кружево крепилось на подушке только по краям, зачастую шипами акации. А вот в самом узоре был полный простор для фантазии. А если учесть еще и то, что нити в михайловском кружеве были цветными, то разнообразия в колорите и орнаменте можно было создать огромное множество.

 Конечно, внешне бессколочное кружево выглядит аналогично сплетенному по сколку, так как используются все те же элементы плетения. Но в отличии от сколочного, орнамент кружева может перетекать, даже одни и те же элементы могут исполняться по разному, как например «паучки», в котором варьируется количество «ножек», перевивы или способы переплетения. В зависимости от чего «паук» может быть плотным или ажурным.

 Хотелось бы обратить внимание на то, что бессколочное кружево плелось именно на пустом валике. Автор данной статьи слышала ошибочное предположение мастериц, что могла использоваться картонка с точками по краям. Сейчас в городе Михайлов на предприятии «Труженица» по такому принципу и плетут: рисунок на сколке изображает 2-3 рапорта, которые повторяются, дальше рисунок отсутствует. Предполагается, что кружевница уже запомнила узор и дальше исполняет его по памяти, глядя на уже сплетенный участок. Но бессколочное численное кружево удивительно именно тем, что любой рисунок, даже с точками по краю, отсутствовал.

 Последняя известная кружевница, которая плела данным способом до сих пор, умерла. Но автору, будучи еще ученицей в Студии Детского Творчества г.Михайлова (руководитель Шнырёвой Г.А.), посчастливилось увидеть процесс выполнения этого удивительного мастерства – на абсолютно пустой подушке появлялось кружево. Да еще какое – ровное, без изъянов, в нем чувствовались отточенные движения мастерицы Махиной Антонины Петровны (илл. 5,6,7). Кружевница плела бессколочное кружево всю свою жизнь, не переходя на исполнение по сколку. Объясняла она это тем, что так привыкла, и не было уже необходимости переходить на сколок. Но, к сожалению, никто не перенял данный способ исполнения. Хотя это можно сделать в любой момент – навесить коклюшек на булавки, закрепленные на пустом валике, и фантазировать, сплетая нити в узоры.

 Будучи уже преподавателем в Рязанском филиале ВШНИ (института) студенты первого курса исполняли салфетку, сочетающую в себе сцепное и парное кружево. Орнамент парного кружева представлял собой пауки с обводкой, в местах переплетения скани которых располагались насновки-бородавки. При выполнении данного кружева некоторые студенты столкнулись со сложностями в исполнении. Даже не смотря на сколок, им трудно было понять процесс переплетения нитей в пауке. Как справедливо заметила Н.Абушенко в вышеупомянутой книге, у Е.Н.Климовой в книге «Народный орнамент в композиции художественных изделий» «процесс плетения кружева сопровождается не только образцом, но и чертежом процесса, то есть пространственным перемещением нитей» (илл. 08).

 Таким образом было найдено решение, чтобы избежать сложностей в исполнении парного кружева. Если студентка не могла понять процесс выполнения сразу, ей давался сколок, и в соответствии с образцом, она прорисовывала пространственную схему. Благодаря этому, студентка запоминала количество перевивов и понимала, как именно нити образуют дугу (илл. 09).

 Таким образом, говоря о численном бессколочном кружеве города Михайлова, становится ясно, что технология исполнения достаточно сложна. Можно только подивиться способностью кружевниц, плетущих бессколочное кружево, сочинять в голове сложные узоры и затем воплощать их в материале. Именно поэтому – благодаря хорошему пространственному мышлению и богатой фантазии –  было придумано огромное множество различных узоров михайловского кружева, которые не перестают радовать в различных изделиях мастериц.

 Литература

  1. Абушенко Н. Плетеное кружево – загадка глубокой древности. – Спб:2010.
  2. Давыдова С.А. Кустарная промышленность Рязанской губернии. – Спб: 1881.
  3. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. Цветное коклюшечное кружево. – М: Изобразительное искусство, 1993.
  4. Кружево в Михайловской губернии Рязанской области/Веденин Ю.И.// Сложный нити узор: лирико-публицистический очерк. – Рязань: Узорочье, 2003.
  5. Москвина Г.Н. Народные промыслы Рязанского края. – Рязань:1997.