Мураевенский вышивальный промысел

Мураевенский вышивальный промысел

 МУРАЕВЕНСКИЙ ВЫШИВАЛЬНЫЙ ПРОМЫСЕЛ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 Шелухина А.Ю.

Рязанский филиал

ФГБОУ ВПО «Высшая школа народных искусств (институт)», Рязань, Россия

Научный руководитель: Бакланова Е.А., зам. Директора ФГБОУ ВПО Рязанского филиала Высшей школы народных искусств (института).

Аннотация. В данной статье рассматривается история развития вышивального промысла в Данковском уезде Рязанской губернии до 1918 г., история создания и развития Мураевенской строчевышивальной артели «Свободный труд» и современное состояние промысла.   Особое внимание уделяется проекту Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства, направленному на изучение и возрождение этого промысла.

Ключевые слова: мураевенская вышивка, белая строчка, мураевенская строчевышивальная артель.

  1. Shelukhina.

MОURAEVEN’S EMBROIDERY CRAFT: HISTORY AND CURRENT STATE

  1. This article discusses the history of embroidery craft in Dankovsky district of the Ryazan province until 1918, the history of creation and development Mouraeven’s stitching artel «Free labor» and the current state of craft. Special attention is paid to the project of the Lipetsk’s Museum of folk and decorative art, aimed at the study and revival of this craft.

Key words: Mouraeven’s embroidery, white line, Mouraeven’s stitching artel.

 

  Мураевенская вышивка является одним из малоизвестных художественных промыслов, ранее бытовавших в Рязанской губернии. Она относится к строчевому шитью, которое выполняется по предварительно продёрнутой сетке.

  История этой вышивки началась, когда в 1880 г. в селе  Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии Наталья Алексеевна Трубецкая (жена Николая Ивановича Шаховского, помещика, которому принадлежало село) основала женскую школу-мастерскую «кружевничества и рукоделий». Подобные школы в конце XIX – начале XX вв. открывались на всей территории Российской империи для того, чтобы дать обнищавшему крестьянству дополнительный заработок.

  В первый год в Мураевенской школе-мастерской работали всего 7 мастериц, но с каждым годом желающих работать становилось всё больше, ведь вышивальщицы зарабатывали до 30-40 рублей за зиму (мастерская действовала только с октября до весенних полевых работ), в то время как прислуга в городах в конце XIX в. получала 3-5 рублей в месяц, поэтому в 1902 г. в Мураевенской школе-мастерской работали уже 140 мастериц.

  Вышивали все желающие, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Девочка могла заработать в день до 15-25 копеек, при этом работа оплачивалась сразу после выполнения изделия. Вышивальщицы получали 60% от его стоимости, остальное шло на закупку ткани, инструментов, покрытия других расходов [4].

  Так как не все желающие работать обладали высоким уровнем мастерства, в школе было введено преподавание рукоделия. Поскольку рисованию в Мураевенской школе-мастерской не учили, то узоры вышивок нашивались на полотно и потом копировались на другие работы [5]. Постепенно мастерство вышивальщиц было доведено до совершенства, и в 1885 г. изделия мураевенских вышивальщиц завоевали серебряную медаль на ремесленной выставке в Москве.

  Также изделия Мураевенской школы-мастерской были представлены на Первой (1902 г.) и Второй (1913 г.) всероссийских кустарно-промышленных выставках в Санкт-Петербурге. В книге «Русское народное искусство на Второй всероссийской кустарной выставке в Петербурге в 1913 г.» отмечено, что работы мураевенских мастериц «отличаются большой тщательностью, выбором старинных узоров и красотой техники» [7].

  На Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге в 1913 г. Мураевенская школа-мастерская представила скатерть, выполненную в технике белой строчевой вышивки, для декора которой был использован переработанный для белой строчки узор каймы подзора из Ярославской губернии, опубликованный В.В. Стасовым в 1872 г. [6].

  Спрос на мураевенские изделия увеличивался, и не только в России – Мураевенская школа ежегодно получала заказы из Америки, Франции, Швейцарии, Англии [8]. Причём, на экспорт вышивались орнаменты, характерные для Данковского и Раненбургского уездов, а для русских кустарных складов вышивались модные в то время растительные орнаменты.

  Вместе с князьями Шаховскими делу сохранения и развития старинной вышивки в Данковском уезде много времени уделяли их соседи  –  семья П.П. Семёнова-Тян-Шанского, известного русского географа, исследователя, государственного и общественного деятеля. Они внесли большой вклад в популяризацию мураевенской вышивки как в Российской империи, так и за рубежом. Дочь Петра Петровича Ольга Петровна изучала жизнь местных крестьян,  обряды, собирала фольклор и предметы старины. В экспедициях по Рязанской губернии, проведенных в 1902–1904 гг. по поручению Русского музея, она приобрела многочисленные образцы предметов народной одежды и домашнего убранства, вышивок, в том числе и строчевого шитья.  Она собрала коллекцию старинных мотивов, выполненных «по выдергу» крестьянами Данковского и Раненбургского уездов [4].

  Мураевенская школа-мастерская существовала до 1918 г., когда руководительница вышивальной школы-мастерской Наталья Николаевна Шаховская вместе с братом Сергеем и Натальей Яковлевной Грот, племянницей П.П. Семёнова-Тян-Шанского, были арестованы и убиты по дороге в данковскую тюрьму.

  В 1927 г. в селе была учреждена Мураевенская строчевышивальная артель «Свободный труд» ( то время оно относилось к Милославскому району Рязанской области), а в 1938 г. в артели работали 224 человека, продолжая дело вышивальщиц Мураевенской школы. [4].

  Обучение здесь строилось по принципу от учителя к ученику, причём его срок зависел от способностей: оно могло длиться от трёх дней до нескольких недель. Уже в это время складывается методика очерёдности обучения: от «строчек» (мережек) и работы по образцу до самостоятельного выполнения изделия.

  Вышивальщицы порой работали по несколько человек за одними пяльцами: за длинными могли сидеть четверо, за короткими – двое.  Иглы для вышивания использовали короткие, так как длинные замедляли ход работы. В начале 50-х гг. XX в. на предприятие пришли молодые талантливые художники, в том числе и Галина Серд, выпускница Московского художественно-промышленного училища имени М.И. Калинина [4]. Известность артели «Свободный труд» росла с каждым годом. В 1952 г. Государственным этнографическим музеем Ленинграда была приобретена скатерть работы мураевенских вышивальщиц, вышивка на которой выполнена нитками мулине красного, белого, зелёного и желтого цветов. В центре полосы геометрического орнамента образуют прямоугольник, а по краю скатерть украшена широкой полосой с узором из цветов и павлинов. 

  Во второй половине 50-х гг. вышкружсоюз был ликвидирован, народные промыслы переданы в подчинение отделу художественных промыслов при облпромсовете. Отдел состоял из выдающихся художников, таких как А.Г.  Зотова, Е.С. Рунова, Д.А. Смирнова, З.И. Бондаренко. При отделе была создана художественная лаборатория, в которой разрабатывали рисунки для артелей [4]. Для мураевенской артели рисунки создавали  Зинаида Бондаренко и Елена Гончарова, технический руководитель мураевенской артели.

  Основными мотивами вышивок были птицы, растительный и геометрический орнамент. Чаще всего в декоре использовали белую строчку, цветные нити применялись редко. В основном вышивкой украшали наволочки, пододеяльники, скатерти и накомодники, подзоры, платки, нижнее бельё и детские платья.

  Существовали особые условия приёмки изделий по художественно-техническому выполнению. Тип рисунка, размер и расположение рисунка должны были точно соответствовать утверждённым образцам на все изделия, входящие в комплект, а также на отдельные предметы. Сетка должна была быть сделана чисто и частыми стежками. Обводка должна была быть непрерывной и рельефной,  без закрепов на лицевой стороне изделия. Вышитые изделия продавались в основном в Москве. В каждой артели был свой каталог продукции, по которому торговая база или крупный магазин могли сделать заказ.

  В 1959–1960 гг. швейная часть мураевенской артели была передана в чернавскую швейную артель, чуть позже вышивальная часть переведена в михайловскую артель «Труженица». Ещё некоторое время мураевенские мастерицы получали заказы на ручную вышивку, но постепенно были полностью переведены на машинную работу. В начале 1980-х гг. мураевенские вышивальщицы вошли в состав Рязанского производственного объединения «Рязанские узоры», изделия которого несли в себе традиционный рязанский колорит [1].

  В двухтысячных годах в милославской средней школе  Ерёмина Раиса Ивановна, в прошлом вышивальщица мураевенской артели, вела кружок мураевенской вышивки. В школьном музее на данный момент представлены образцы мураевенской вышивки по выдергу.

  2010 – 2012 гг. большое внимание изучению этого старинного промысла уделял Липецкий музей народного и декоративно-прикладного искусства. В июне 2010 г. его сотрудниками была проведена экспедиция «Занятия и быт населения Раненбургского и Данковского уездов в конце XIX - начале XX века», в ходе которой были собраны для музея образцы мураевенской вышивки (периода артели), пяльцы, фото артельщиц [9]. В 2011 г. сотрудниками музея был подготовлен проект «Мураевенская вышивка» (руководитель проекта Ирина Анатольевна Жирова), ставший победителем VIII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Музейные исследования», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина.

  20 сентября 2012 г. в Липецком музее народного и декоративно-прикладного искусства была открыта выставка «Мураевенская вышивка», на которой были представлены следующие тематические разделы: этнографические экспедиции Ольги Петровны Семеновой-Тян-Шанской и экспедиции Липецкого музея 100 лет спустя, мотивы русской старинной вышивки, мураевенская вышивка на кустарных выставках, мураевенская строчевышивальная артель [11]. К тому же 20 сентября 2012 г. Липецким музеем был проведён круглый стол «Белая строчка на липецко-рязанском порубежье: традиции и современность», на котором присутствовали научные сотрудники музеев, в коллекциях которых есть образцы мураевенской вышивки. Также для участия в круглом столе были приглашены доцент кафедры художественной вышивки ВШНИ (и) города Санкт-Петербурга Т.М. Носань и шесть студенток кафедры.

  Эти события послужили опорной точкой в череде мероприятий, направленных на возрождение традиций мураевенской вышивки. Уже 17 октября 2012 г. передвижная выставка была открыта в городе Чаплыгине (до 1948 г. – Раненбург). 21 ноября 2012 г. в Чаплыгинском краеведческом музее сотрудниками Липецкого музея в рамках проекта был организован мастер-класс по мураевенской вышивке. Его провела Елена Смолеевская, изучавшая в 2010 – 2011 гг. эту технику в селе Мураевня под руководством вышивальщиц, работавших раньше в артели [10].

  В рамках проекта в 2012 г. музей выпустил книгу, посвящённую мураевенскому вышивальному промыслу «Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье». В 2012 г. в «Школе ремёсел» Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства была открыта студия вышивки белой строчкой, руководителем которой была народный мастер Елена Смолеевская.

 В настоящее время сведений о продолжении проекта нет. На сайте  Липецкого музея народного и декоративно-прикладного искусства в разделе «Школа ремёсел», к сожалению, нет информации о студии или мастерской, в которой проводилось бы обучение мураевенской вышивке, а сама Елена Смолеевская является руководителем студии глиняной игрушки [12]. Несмотря на эту неутешительную информацию, на данный момент сведения о мураевенской строчевой вышивке передаются студентам Рязанского филиала ВШНИ (и) в рамках дополнительных занятий по изучению традиционного декоративно-прикладного искусства Рязанской области в фондах рязанских музеев и в библиотеках.

 Нет сомнений, что мураевенская вышивка является частью культурного наследия России и нуждается в бережном сохранении и возрождении. Легкие узоры белой строчки могут найти своё применение в декоре современных изделий: одежды,  панно, скатертей и салфеток. К тому же, изучение данного вида вышивки можно включить в учебные программы центров дополнительного образования детей.

Литература

  1. Алпатова Е.А. Гордость села Мураевни // Приокская правда. 1981. 26 ноября. С. 4.
  2. Доклад по народному образованию XLI очередному Данковскому уездному земскому собранию. 1905  г. Рязань. Типография Н.В. Любомудрова. – 1905. 53 с.
  3. Жирова И.А. Мураевенское «кружевничество» // Мир музея. 2011. №6. С. 27 – 29.
  4. Жирова И.А., Иноземцева С.В., Смолеевская Е.Г. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецко-рязанском порубежье. Липецк, 2012. 60 с. http://museum-lip.ru/?page_id=211 [Дата посещения: 25.03.2014, 11:50]
  5. Орлова М. Вышивальный промысел и его нужды в Рязанской губернии // Вестник Рязанского губернского земства. 1913. № 6-7.
  6. Русский народный орнамент. Выпуск 1. Шитьё, ткани, кружева / Объяснительный текст В. Стасова. – М.: GOLDENBOOKS. 2008. Л. 54. № 161.
  7. Русское народное искусство на Второй всероссийской кустарной выставке в Петрограде в 1913 г. Репринтное издание 1914 г.  СПб.: Альфарет, 2008. С.50.
  8. Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки 1902 г. СПб., 1902. С. 263.
  9.  http://museum.fondpotanin.ru/diaries/13957/description/  [Дата посещения: 11.04.2014, 9:45]
  10. http://museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/13957/17281/diary/ [Дата посещения: 12.04.2014, 10:15]
  11. http://museum.fondpotanin.ru/diaries/detail/13957/17079/diary/ [Дата посещения: 12.04.2014, 10:30]
  12. http://museum-lip.ru/?page_id=29  [Дата посещения: 12.04.2014, 11:30]