Международный проект "Яркие краски лубка. Художники России - детям", Германия, Мюнстер 2016 г.

Международный проект "Яркие краски лубка. Художники России - детям", Германия, Мюнстер 2016 г.

 Международный проект "Яркие краски лубка.

Художники России - детям", Германия, Мюнстер

  На десять дней в октябре 2016 года городской дом творчества LaVie в г. Мюнстере стал центром русского фольклора. Благодаря Виктору Петровичу Пензину, президенту Академии Народного Искусства России, все желающие смогли познакомиться с творчеством художников, работающих в стиле лубок - старинного вида изобразительного искусства, который на протяжении трёхсот лет пользовался огромной популярностью в народной среде. Само слово «лубок» означало липовую доску, на которой гравировалась картинка для печатания. Самые первые лубки появились в Китае и через Грецию попали в средневековую Европу. Расцвет лубка наступил в XV веке с изобретением книгопечатания в Германии. Например, во времена Реформации и Крестьянских войн, лубочные картинки выступали в роли листовок. Через полтора столетия лубок переселился в Россию и прижился там. Первоначально он служил для украшения дворцов, а так же как наглядно-учебное пособие. Но благодаря недорогому способу изготовления дубликатов и доступности для низших и средних слоёв общества, простоте образов и яркости окраски, лубок стал очень популярным в народе. Картинки покупались на ярмарках, базарах и рыночных площадях для украшения домов и постоялых дворов. Очень часто родители покупали детям черно-белые заготовки, и ребята сами расписывали их, в основном зимой, когда работы в поле прекращались и у них появлялось время для любимой забавы. Являясь так же прототипом современных средств массовой информации, лубок рассказывал о житие святых, исторических событиях, народных праздниках, давал наставления, изображал сказки. Небольшой текст, сопровождающий картинку был неотъемлимой частью повествования. Популярными были так же шутливые и сатирические лубки, едко высмеивающие человеческие пороки и сильных мира сего, в основном, конечно, царей. Несмотря на свою популярность среди народа, после октябрьской революции лубок был признан устаревшим и кустарным искусством, не вписывающимся в новое мышление общества, и постепенно ушел в тень, уступая место более напористым видам изобразительного искусства, и долгое время использовался лишь как вспомогательный приём в творчестве некоторых художников.

  Это и многое другое об истории лубка, технике его изготовления, а так же о своей работе рассказал художник по образованию и неутомимый пропагандист русского народного творчества во всех его проявлениях по призванию, академик Виктор Петрович Пензин и его команда, состоящая из таких же энтузиастов: Ольги Татищевой, Елены Старовойтовой и Павла Старовойтова. Через национальный костюм, старинные песни и сказки, игры и ознакомительные видеоролики, сопровождавшие мастер классы все эти три дня, они постарались передать самобытность и богатство русского народного творчества, его многовековые традиции. Посетители  LaVie, независимо от возраста и национальности, смогли окунуться в атмосферу почти трёхсотлетней давности. И, как оказалось, эта эпоха для них совсем не чужда, а, наоборот, очень интересна. Это ещё раз доказывает, что подлинное искусство людей объединяет. К тому же дети и взрослые сами могли попробовать свои силы в качестве художников и расписать лубочные картинки и глиняные свистульки различной формы (людей, зверей и птиц) которые в давние времена были не только забавой, но и оберегом для каждой семьи, привлекая в неё здоровье, благополучие и достаток  отгоняя напасти и зависть недобрых людей. Лучшие работы составили дополнение к работам именитых мастеров на выставке, которая стала логичным завершением интенсивной и плодотворной совместной работы коллектива из Москвы и активистов немецко-русского культурно-образовательного общества «Талант», которое и организовало приезд работников искусства из России. Цветовая гамма и мотивы картин, представленные на выставке, чудесным образом перекликались с осенней порой, царящей сейчас в Мюнстере. И это не удивительно, ведь многие из картин отображают тему природы, как например, четыре времени года в образе четырёх прекрасных дев, приносящих людям свои дары, или тему русских народных сказок, главными героями которых зачастую становятся животные: медведь, волк, лиса, петух, кот... Поэтому «золотая» осень стала органичным природным обрамлением всей выставки.

  Сам Виктор Петрович Пензин, молодой и ещё неизвестный художник, выпускник Московского Полиграфического института, обратился к лубку почти полвека назад. И подтолкнул его к этому... кот. Однажды он наблюдал как кот пытается поймать в аквариуме рыбку. При этом он нетерпеливо помахивал своим хвостом, постоянно заворачивая его колечком. Это колечко напомнило ему лубочных котиков. Тогда-то молодой художник решил более внимательно изучить это направление народного искусства. И до того увлёкся им, что посвятил лубку и русскому фольклору всю свою жизнь. Одна из работ Виктора Пензина есть даже в Ватикане. В 1996 году художник лично подарил Папе Римскому Иоану Павлу II возрожденный альбом религиозных лубков из 36 листов под названием «Библия для бедных» конца XVII века, сделанная одним из родоначальников лубка на Руси Василием Коренем. Она действительно предназначалась для неграмотных людей, которых в то время было подавляющее большинство среди бедняков. Неоспоримым предметом гордости Пензина является Академия Народного Искусства России, основанная им в 2011 году и Союз художников народного искусства, созданный в 2013 году. За пять лет в Академии появились отделения в некоторых городах России и за рубежом. Теперь настала очередь и Мюнстера. На вернисаже было торжественно открыто Мюнстерское отделение Академии на базе «Таланта», который проводит большую работу в области сохранения и популяризации народного творчества. Председатель общества Наталья Крюкова была официально объявлена действительным членом Академии Народного Искусства. А это большой шаг как для «Tаланта», так и для самой Академии. Для «Таланта» это уже не первый проект, связанный с темой фольклора. В прошлом году он участвовал в международном проекте «Интернациональная матрёшка», в котором приняли участие более тридцати стран, и занял в конкурсе третье место.

  За неделю, которую гости из России провели в Германии, они успели не только плодотворно поработать, но и немного познакомиться с жемчужиной Вестфалии - Мюнстером. Команда «Таланта» постаралась организовать для гостей максимально интересную и разнообразную программу, в которую вошли экскурсии по городу, посещение Вольфганг-Борхерт театра, Музея изобразительных искусств LWL, кафедрального собора Святого Павла и других достопримечательностей города. Гостям очень понравился уютный Мюнстер, они отметили его самобытность неповторимый шарм и очарование. Виктор Петрович Пензин и его единомышленники очень надеются, что город, как-будто сам сошедший со старинной гравюры, очень скоро станет родным для русского лубка.

 Татьяна Вольф «Talante.V.» Münster