Обухова Татьяна Анатольевна. Россия, Москва

Обухова Татьяна Анатольевна. Россия, Москва

Член-корреспондент Академии народного искусства России.

Художник-керамист, доцент, преподаватель МХПА им. Строганова, член правления Российско-японского общества дружбы, член Международной ассоциации писателей и публицистов, Российского и Московского союза художников, Международ­ной ассоциации изобразительного искусства под эгидой ЮНЕСКО, лауреат международных конкурсов.

 

 Татьяна Обухова: «Абрамцевская керамика - вечная живопись»

- Татьяна Анатольевна, когда и кто возродил художественную керамику в России?

Украшение зданий керамическими из­разцами началось в 17 веке. Изразцы Ярославля, Москвы, Ново-Иерусалима сделали архитектуру России яркой и сказочной. Тогда использовали для отминки изразцов пряничные доски, а затем их ярко расписывали. Большую часть года наша северная природа су­рова и ненастна, но сказочные образы > зверей, птиц, растительные мотивы, ис­пользованные в керамических декорах, создавали радостные ощущения.

В 1889 году была создана мастерская для возрождения русской майолики. Она стала настоящим феноменом русской культуры. В мастерской работали выдаю­щиеся художники: Михаил Врубель, Кон­стантин Коровин, Валентин Серов, Василий Поленов, Елена Поленова, Сер­гей Малютин. В 1896 г. был построен Гон­чарный завод «Абрамцево».

В своих работах художники создали неповторимый образ Москвы. Следует особо выделить знаменитую врубелевскую «Принцессу Греза» - самое извест­ное керамическое панно Москвы, украшающее фасад гостиницы Метро­поль. На фасаде отеля размещено еще 23 панно - это «Поклонение Божеству», «Поклонение природе», «Жизнь» и дру­гие. В «Абрамцево» было создано панно К. А. Коровина на темы русского Севера для Ярославского вокзала. Вокзал, по­строенный Ф. О. Шехтелем, украшают одиннадцать композиций. Над окнами второго этажа по главному фасаду про­тянулся бирюзово-зеленый фриз.

По эскизу В. М. Васнецова были соз­даны майоликовые фризы на фасаде Третьяковской галереи. На доме 3 по улице Кузнецкий мост можно увидеть еще одну работу, дожившую до наших дней — майоликовое панно «Сокол», вы­полненное по эскизу художника Н. Са­пунова. В Хлебном переулке архитектор С. Соловьев построил для себя дом, фасад которого украшают четырна­дцать майоликовых панно.

- Кто стоял у истоков вашего колледжа?

В подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценатам и ценителям русского искусства Савве Ивановичу и Елизавете Григорьевне Мамонтовым, и на базе Абрамцевского кружка, в который входили В. Поленов, Е. Поленова, М. Врубель, братья Васнецовы, -130 лет назад было основано Абрамцевское художественно-промышленное училище. В нем обучались художники-прикладники различных специальностей, в том числе керамисты. Учебный процесс держался русла общеевропейского художественного образования. Использование в преподавании подлинных памятников традиционного
искусства считалось передовым методом.

- А где вы учились и как сложился ваш творческий путь?

Я закончила Абрамцевское училище и Огрогановку. Преподавала в 90-годах параллельно в этих двух учебных заведениях, а в 2001 году образовала свою творческую группу и стала осуществлять большие архитектурные проекты в керамике со своими учениками.

Мне пригодился мой педагогический опыт и творческое наследие художников «Абрамцевского кружка», на котором формировалась я - как художник в годы учебы в училище. Образование, полученное в Строгановке, дало мне архитектурную основу и способность мыслить в пространстве.

Оформляя керамическим декором здания, мы придаем им неповторимую индивидуальность. Владельцы называют свои дома по тематике, использованной в декоре мотивов - дом «маков», «ирисов» и т.д. Широкое применение архитектурной керамики в современном строительстве, как в городском, так и в загородном, позволяет превратить унылые фасады в многоцветное поле цветов, морских и лесных пейзажей. Несложный ремонт фасада с использованием керамики изменит не только внешний вид дома, главное - поднимет настроение жильцам.

Керамика - это вечная живопись, созданная в соавторстве огня и таланта художника.