4. Мастерская Народной Графики основана в 1982г.

4. Мастерская Народной Графики основана в 1982г.

 Мастерская народной графики «Советский лубок»

    Предъисторией создания Московского музея народной графики (ММНГ) является создание и деятельность Мастерской народной графики «Советский лубок».

   Событием, подтолкнувшим художника В.П. Пензина к созданию Мастерской народной графики «Советский лубок», была его поездка по странам Латинской Америки, 3 дня из которой было отпущено на посещение Мехико, где есть музей основателя Мастерской народной графики Мексики Леопольдо Мендеса.

   В 1981 году, в Доме дружбы с народами зарубежных стран, где В.П. Пензин работал на общественных началах много лет заместителем председателя Совета по изобразительному искусству, он был включен в делегацию для поездки по странам Латинской Америки. Он ранее был много наслышан о Мастерской народной графики Мексики, подпитывался страстью и убежденностью с гравюр Хосе Гваделупе Посады, его графические «Калаверы» были монументальны по восприятию. Поездка по странам Латинской Америки помогла убедиться в справедливости этой истины на примере великих мастеров монументального творчества, шедших от народного искусства. Неизгладимое впечатление на него произвели фрески Ороско, Риверы, Полифорум Сикейроса. Ошеломило яркое национальное искусство Латинской Америки: создания древних инков, майя, ацтеков, золото Колумбии, буйство красок древнего искусства Перу. Встреча с художником Альберто Бельтраном, лауреатом Международной премии мира, дополнила эти впечатления, о чем он подробно описывает в своей неопубликованной рукописи «И останется только имя»:<…Посещение Мастерской народной графики Мексики и встреча с Альберто Бельтраном – знаковая встреча, повлиявшая на мое творчество …>.

   Спустя некоторое время, после возвращения из поездки, воодушевившись идеей создания своей, в то время советской, как и сам строй страны, Мастерской народной графики, приступил к активным действиям по претворению своей мечты в жизнь. 

  Так в 1982 г., в Москве, под руководством В. П. Пензина, образовалось товарищество художников – Мастерская народной графики, насчитывающее свыше 100 мастеров, и получившее название «Советский лубок».

  В. П. Пензиным, занимавшимся еще и коллекционированием, были собраны редчайшие экспонаты этого уникального жанра народного искусства. Творческим коллективом Мастерской разработана стилистика лубка, о чем писалось в журнале «Neuewerbung» (Новая реклама). № 1, 1987, начата активная выставочная деятель­ность, которая постоянно сопровождалась непрерывным трудом художников – членов мастерской, в т. ч. и В. П. Пензина, наравне со всеми, занимавшимся созданием прекрасных произведений народного искусства. Мастерская народной графики. «Советский лубок» - Что же это такое? 

  25 марта 1984 года открылась выставка – творческий отчет мастеров народной графики Москвы, Ленинграда, Якутска, Улан-Удэ, Иркутска, Нальчика, Вильнюса, Махачкалы, Харькова, Старой Руссы. Общность творческой позиции, любовь к фольклору объединила этих столь непохожих художников, заставила забыть о разнице в возрасте, об огромных расстоя­ниях, лежащих между их родными городами и республиками. Показанные эстампы не были стилизацией, имитацией народного духа. Все видели профессиональное ис­кусство, говорившее языком лубка естест­венно и без натяжек.

  Как и в описанном выше случае, чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной работы, когда накопленные материалы требуют размещения.  На основе переданной Пензиным личной коллекции и работ Мастерской 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, на базе Мастерской, уже в новом статусе, в здании дома 10 по переулку М. Головин близ Сретенки открылся Музей народной графики.  

  Му­зей расположен в историческом месте Москвы, где некогда возник уникальный печатный вид искусства - лубок. Память о нем хранят названия улиц и площадей: Большая и Малая Лубянка, Печатников пер., церквей Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах на Сретенке и др.

  В Москве состоялись совместные вы­ставки художников Мастерских народной графики СССР и Мексики в Доме дружбы с народами зарубежных стран (1984 г.). Перед этим работы художников-лубочников экспонировались в ряде стран Латинской Америки и заслужили там высокую оценку. Художник Альберто Бельтран – Лауреат Международной премии мира, Академик Академии искусств, один из основателей Мастерской народной графики Мексики, писал тогда: «Думаю, что это направление в искус­стве может стать тем семенем, которое вызовет к жизни графические произве­дения во многих странах. Я поклонник того искусства, которое создается наро­дом, потому что его древние корни помогают художникам оживлять свое творчество».

  Среди наиболее одаренных художников российской народной графики сле­дует отметить: О. Подкорытова, Ю. Ноздрина, А. Максимова, Ю. Мовчана, Н. Казимову, Ю. Люкшина, О. Келейникову, Л. Лехову, Г. Еськина, Б. Соловьева, А. Петухова, В. Белова, Н. Локотькова, Л. Улыбину, В. Ленчина, Е. Старовойтову,  И. Пуховскую, Л. Подкорытову, Л. Ермилову и мн. др. Их работы впоследствии были включены в фондовую коллекцию Музея.

  Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимал деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины.

  Творческим коллективом Мастерской народной графики были восстановлены канонические печатные формы, по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, религиозный лубок, сатирический, исторический, жанровый лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Были опреде­лены пять пунктов стилистики современного лубка: "Русский лубок - это синтез изобразительного искусства, те­атрального действа и литературы". "Современный лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики".

  Известно, что Мастерской народной графики с 1982 по 1989гг. было проведено более 400 выставок лубка.

   

   О руководителе Мастерской народной графики В. Пензине и его творческом вкладе

Виктор Пензин — мастер советского лубка

            Дело искусствоведов и историков заниматься анализом существа и природы лубка, раскрывать истоки и корни этой замечательной формы народного художественного творчест­ва, обстоятельно рассказывать об этапах его развития.

            Искусство лубка имеет богатую историю, оно знает пе­риоды взлета и широкой популярности, испытывало и высоко­мерное к себе пренебрежение, сменяющееся затем новым расцветом и увлечением чудесными возможностями лубоч­ного жанра для выражения дум и чувств народных,

            Бывало и так, что доходчивость лубка, его простой и по­нятный для массового зрителя язык использовались в целях наживы, эксплуатировались в реакционном, низкопробном, мещанском духе.

            Но сейчас нас прежде всего интересует не далекое прош­лое лубка, а то место, которое ему принадлежит или, во вся­ком случае, должно принадлежать в нашем современном со­ветском изобразительном искусстве, как интересному и пер­спективному графическому жанру. И мы вправе отметить с большим удовлетворением возросший интерес к лубку, рас­ширение его популярности, признание его неоспоримых ху­дожественных качеств, позволяющих средствами лубочного рисунка рассказывать о многом, что волнует людей. Своими необычными колоритными образами, своей правдивой, пусть подчас наивной и простодушной условностью лубок спосо­бен затронуть душу человека, натолкнуть на серьезное раз­думье, пробуждать добрые чувства, служить патриотическо­му и нравственному воспитанию.

            Новым и радующим подъемом лубок обязан тем худож­никам-энтузиастам, которые искренне полюбили жанр «на­родных картинок», твердо уверовали в то, что и в наши дни он может зазвучать современно, убедительно, звонко, найти образы, краски и художественные решения, созвучные вре­мени.

            И первым среди этих сторонников, любителей и пропаган­дистов лубка следует бесспорно назвать имя Виктора Петро­вича Пензина, уроженца пензенской земли, талантливого ху­дожника, с юных лет впитавшего в себя любовь к народному русскому искусству, к его красоте и человечности, высоким демократическим традициям.

            Преодолевая немалые трудности, препятствия и огорче­ния, Виктор Пензин неутомимо и упорно отстаивал уважи­тельное и бережное отношение к лубочному жанру, как к замечательному наследию русской народной культуры. От­стаивал не только словом, но и делом — созданием ярких и выразительных произведений советского лубка.

            Творческое обращение Пензина к лубку — это не наду­манная лубочная стилизация современной тематики, не эстет­ское любование прелестью народного примитива, а вдумчи­вое и закономерное обогащение старой традиционной фор­мы новым актуальным содержанием. Художник смело вло­жил в эту форму мотивы и ритмы, гражданские чувства и устремления наших дней, нашел для них тактичное, художе­ственно и идейно оправданное выражение. И старый, видав­ший виды лубок чудесным образом помолодел!

            По-новому зазвучали в нем злободневные сюжеты, для которых Пензин, не нарушая своеобразия, стиля и характера жанра, находит свежие графические, композиционные и цве­товые решения, настроенные в каждом случае на четкий эмо­циональный лад — героический, сказочный, басенный, нра­воучительный, сатирический.

            Пензин отдал лубку всю силу и энергию своего горячего увлечения, тем самым окрылив и подняв на более высокую ступень свое собственное творчество, в процессе его работы в этом жанре созревавшее и взрослевшее. Если сопоставить произведения Пензина разных периодов, то убеждаешься в широчайшем диапазоне его художественных поисков — от ранних, частушечно-лубочных народных картинок до пафоса историко-революционной и космической тематики, требую­щей от художника особой выразительности и проникновен­ности.

            Вместе с тем приход Виктора Пензина в лубок явился оп­ределенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пензина-художника, но также активность и настойчивость Пензина-организатора, сумевшего сплотить группу таких же, как он, энтузиастов, ор­ганизовавших мастерскую народной графики «Советский лу­бок». Несомненно, на пути этой мастерской, развернувшей плодотворную творческую и выставочную деятельность, сто­ят определенные трудности и нерешенные проблемы. И мне думается, что художественная и гражданская направленность этой мастерской, интересы дальнейшего развития искусства советского лубка заслуживают неотложной и действенной по­мощи наших творческих союзов.

Борис Ефимов,

Народный художник СССР.

 Действительный чл. Академии Художеств СССР.

Гл. редактор творческого объединения «Агитплакат».

Список Членов Мастерской Народной Графики:

Антоненков В. А.
Атрепьев Ю.В.
Багдасаров Ю.А.
Бакланов В.М.
Белов В.Н.
Бессмертный Ю.Б.
Бондарева С.В
Брысин Л.В
Бублева М.В.
Васильев В.Р.
Веселов А.И.
Горина Е.И.
Громова А.Я.
Гусева С.Д.
Ермакова О.Н.
Ермилова Л.Г.
Есаулов Г.В.
Еськин Г.М.
Забелин Г.М.
Забирохин Б.
Зайцев В.Н.
Зотов О.О.
Зуев С.М.
Казимова Н.И.
Калтугин А.И.
Келейникова О.А.
 Ковалев А.П.
Козинцева Н.Ю.
Колесов В.В.
Колчанова О.А.
Комаров А.А.
Кондратьев В.Е.
Конопацкий С.С.
Копейкин И.А.
Коракина Г.А.
Красовитова Н.В.
Кузминскис И.М.
Кузнецов С.В.
Кулинич А.В.
Курбатова З.Ю.
Курзенков Л.Л.
Лапина Л.Г.
Лебедева А.Н.
Ленчин В.И.
Лехова Л.Л.
Лещинская Н.И.
Локотьков Н.М.
Лощенов А.Н.
Люкшин Ю.К.
Магомедов М.Г.
Максимов А.Д.
Манукайте А.И.

Манухин Я.Н.
Медведев А.В.
Мовчан Ю.Г.
Мощевитина Н.Д.
Муравьев А.М.
Никитина Т.Е.
Новоселов А.А.
Ноздрин Ю.А.
Олиференко А.Е.
Ордынская М.В.
Парников Г.С.
Паштов Г.С.
Пензин В.П.
Петров Ю.В.
Петухов А.Ф.
Подкорытов О.В.
Подкорытова Л.В.
Полянский А.В.
Попов Б.А.
Протасов Н.Г.
Потапов А.Н.
Пресняков В.А.
Пушкарева Е.В.
Пуховская И.О.
Радько С.Г.
Рыбак Д.Б.

Рыбак Е.Ю. 

 Светлова А.Я.
Смирнов В.А.
Соловьев Б.А.
Сорокин А.И.
Стариков И.И.
Старовойтова Е.Л.
Сургайлене А.А.
Суханова В.
Тарасюк И.И.
Татукова Е.И.
Титова Л.Г.
Трубников С.В.
Тюрин А.Г.
Уздемир Д.М.
Улыбина Л.Н.
Хайлов Л.М.
Храпунова Е.О.
Центомирский С.П.
Чаусов В.А.
Чернов О.
Чернышев С.
Чубанова Н.В.
Шаталова Е.А.
Шитиков Е.П.
Щукин И.Е.
Янушевский О.Н