10. Искусство Силуэта

10. Искусство Силуэта

17.04.2016 16:16

«ПРИЯТНЕЙШАЯ ТЕНЬ» В РОССИИ

Л.Л. РУДЕНКО

  Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность…

  Искусство изображения  чернофигурных контурных сцен дошло до нас на античных сосудах, производимых в Аттике. Античные художники (VI веке до н. э.) виртуозно владели выразительным контуром и штрихом, создавая сложные многофигурные профильные композиции.

  С изобретением бумаги  в Древнем Китае (105 г. н.э.) появились «китайские тени». Из  Китая по Великому шелковому пути они проникают  в Западную Европу, где общественная культура начинает осваивать новое искусство. Но к середине XVIII века европейская жизнь искусства «китайской тени» замирает  и переживает свой Ренессанс уже во Франции, где и получило название «силуэта».

  России увлечение силуэтом приходится на вторую половину XVIII века. Честь знакомства русских с европейским силуэтом принадлежит императрице Екатерине Великой – немецкой принцессе по своему происхождению, и французскому мастеру Ф. Г. Сидо, которого по праву называли «художником ножниц». Он портретировал  Екатерину Великую и преподнес ей в подарок её силуэт с подписью «Приятнейшая тень Екатерины II, самодержицы Всероссийской».

  В Петербурге мастер работал всего два года с 1782 по 1784, и за столь короткое время создал около 200 портретов. Альбом силуэтов Ф. Г. Сидо «Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные» был издан в Петербурге в России 1899 году.

 

Ф. Сидо. Силуэтные портреты
слева – «Приятнейшая тень Екатерины II» (1729-1796)»,
справа – портрет князя Потёмкина-Таврического (1739-1791)

 
Ф. Сидо.
слева – Император Пруссии Фридрих Великий (1712-1786)
справа – Папа римский Пий VI (1717-1799).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик И.Ф. Антинг (1753-1803),
выпустивший в 1791 г. альбом   «Collection de cent silhouettes».

И.Ф. Антинг. Русский учёный Разумовский С.Я. (1734-1812),

В первой половине XIX века силуэтное портретирование становится одним из излюбленных художественных развлечений русского дворянства. «Силуэтную» эстафету подхватывает русский мастер – Федор Толстой (1783-1873), скульптор, медальер, рисовальщик и живописец.

Ф. Толстой. Российский царь Александр Первый (1777-1825)

 

Ф. Толстой.
слева – Солдат (1812-1820 г.г.),
справа – Человек, читающий книгу (37х35)

Лучшие силуэты Ф.Толстого, посвящены Отечественной войне 1812г.. Особый  интерес представляет силуэтная композиция Ф.Толстого «Парад Павловского полка у памятника Суворову» времен императора Николая I (1796-1855).

Ф. П. Толстой. Парад Павловского полка у памятника Суворову
1816 – 1820-е г.г.  (Илл.: – 7х21см.)
.

Силуэты Ф. Толстого, изображающие будни русской жизни, привлекают широтой, многогранностью интересов художника. Русские крестьяне в его работах – это достойные, сильные, привлекательные люди, вызывающие глубокое уважение.

           

Ф. П. Толстой. Сцена в избе. 1816 – 1820-е г.г.
(Илл. прим. – 8х21см.)

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству в России почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Во второй половине XIX века преемницей Ф.Толстого стала «прекрасная Диана». Так современники нарекли Е. Бем (1843-1914). Она создала жанр детских сцен – целый мир детства. Лучшие ее работы навеяны образами детей.

Е. М.  Бем. Автопортрет.

Е. Бём. Силуэты из жизни детей (1877).

Новый период возрождения силуэта начинается в конце XIX в. в творчестве русского художника К. Сомова (1869-1939) – «он мастер линий, он маг линий» по выражнию А.Бенуа.

 К.А.Сомов. Дама с собачкой. Заставка из журнала «Золотое руно». 1906 г.
К.Сомов.  Заставки к журналу «Золотое руно», 1906 г.:
слева  «Поцелуй»;        справа «Дама с собачкой».

Но временем  настоящего  возрождения искусства силуэта стало  начало XX – века. Возвращение к традициям прошлого, чтобы понять настоящее  – это было совершенно в духе идей Серебряного века. XX век принес новые имена: Нина Симонович – Ефимова (1878-1958), Георгий Нарбут (1886-1920), Михаил Добужинский (1875 – 1957) и Елизавета Кругликова (1865 – 1941).

 (550x346, 19Kb)

Н. Симонович-Ефимова. Катание на санках.

 (561x346, 7Kb)

Г.Нарбут. Автопортрет с семьей.

 (310x346, 14Kb)

Г. Нарбут. И Крылов(1769- 1844), русский баснописец.

С именем М. Добужинского, крупнейшего мастера книжной графики, в истории русского силуэта связан целый ряд «украшательских» виньеток и концовок к журналу «Аполлон»,   отличающихся   декоративностью   и   причудливостью форм оригинального узора. Добужинский заботится не столько о выразительности черного пятна, сколько о сложной извилистости линий контура, стараясь как можно больше ими рассказать.

М. В. Добужинский.  Концовка. 1909 г..

М. В. Добужинский. Мадригал. 1908.

Другим крупнейшим мастером силуэта была Е. Кругликова. Ее творчество отличалось поисками новых современных средств и форм выражения и развивалось в реалистическом направлении.

 

Е. Кругликова. Силуэтные портреты русских поэтов «Серебряного века»
Слева Б. Пастернак (1890-1960), справа К. Бальмонт (1867-1942)


Е.Кругликова. Силуэтный портрет русского поэта
М. Волошина (1877-1932).

 

Е. Кругликова. Силуэтные портреты  русской поэтессы
А. Ахматовой (1889-1966)

Е. Кругликова. Групповой портрет русских художников Е.Лансере, И.Репина и К.Петрова-Водкина в залах  художественной выставки.

Возродившись, искусство силуэта уже не умирало. Его широко использовали и как самостоятельный жанр, и как прикладной для иллюстраций.

Н. Ильин.  Царское село. Русский поэт Пушкин А.С.  (1799-1837)

 

В.Гельмерсен.  Илл. к роману А.Пушкина «Евгений Онегин»
(Илл. прим. – 7х7см.)

Произведения современных русских художников различных поколений показывают, что искусство силуэтного портрета успешно развивается.

 

Арина Даур (г.р. 1982)

слева Автопортрет (12х17), справа портрет К.Х. Андерсена

 

Игорь Бабаянц (г.р. 1940).
Портрет  матери.

 

Александр Гусев (г.р. 1953).


Александр Нефёдов (г.р.1962). Царь Иван Грозный (1530-1584).

Артём Гриднев (г.р. 1971). Автопорет.


Анна Панина (1976 г.р.).  Автопортрет

 

Жуков Виктор

(1928-1988). Автопортреты.

Взято с сайта: Искусство силуэта

 

 

 

Виктор Жуков

 

 










Искусство силуэта не терпит суеты, оно требует таланта, терпения и настойчивости. Всем этим обладал Виктор Жуков (1928-1988). "Художник от бога", ученый, поэт, путешественник, собиратель гербариев, он более полувека вырезал из бумаги удивительные циклы силуэтных миниатюр, посвященные горам, растениям, животным, почтовым маркам и, наконец, людям.

 

Его работы изумляют безупречностью линий, удивительной гармонией чёрного и белого. Они пронизаны тонким юмором, а иногда и откровенной сатирой. Виктор, без сомнения, владел "даром богов" и был одним из немногих мастеров, приложивших руку к возрождению в России полузабытого искусства силуэта.

 

Говорят, что надо удалить всё лишнее, чтобы извлечь скульптуру из камня. Талантливый силуэтист способен на большее - он извлекает из одного листа бумаги сразу две картинки - "позитивную" и "негативную". Создание такой пары сродни рисунку одним росчерком. Виктор Жуков, действуя остро заточенными хирургическими ножницами, на глазах изумлённой публики без предварительного рисунка создавал такие пары миниатюр. Как говорится - "почувствуйте разницу".

 

 

 

Презентации Серия «Введение»

Да, я делаю это ножницами!
Бумажные тигры (подражания)
Немецкие кунстштючки (подражания)

Взято с сайта: Искусство силуэта