Орлов Сергей Михайлович, г. Москва

Орлов Сергей Михайлович, г. Москва

Орлов Сергей Михайлович (1911-1971), советский скульптор. Народный художник РСФСР (1968), член-корреспондент АХ СССР (1954). Окончил Вологодский художественный техникум (1925). Автор композиций из фарфора на мотивы русской истории и сказок; работал также в области монументальной скульптуры. Произведения: "Мать" (гипс, 1943, ГРМ), "Александр Невский" (фарфор, 1943-44, ГТГ), "Сказка о рыбаке и рыбке" (фарфор, дерево, камень, 1944, ГТГ; все три - Государственная премия СССР, 1946); памятник Юрию Долгорукому в Москве (бронза, гранит, открыт в 1954, совместно с А.П. Антроповым и Н. Л. Штаммом, архитектор В.С. Андреев), Афанасию Никитину в г. Калинин (бронза, открыт в 1955).

Орлов Сергей Михайлович. В 1954 году в Москве на Советской площади состоялось торжественное открытие памятника Юрию Долгорукому. Этот памятник основателю Москвы был выполнен скульптором С. М. Орловым совместно со скульпторами А.П. Антропорым и Н. Л. Штаммом.

Глубокий интерес к историческому прошлому России, умение решать скульптурные проблемы большой сложности, опираясь на классические традиции, определили успех Орлова и его товарищей по творческой работе в конкурсе на проектирование памятника Юрию Долгорукому. Любя и зная родную старину, используя классические образцы конных статуй прошлого, они создали выразительную, ясно читаемую композицию, воспроизводящую облик главы древнерусского войска, которая воспринимается как достоверный портретный монумент.

Последующей работой Орлова в области монументальной скульптуры был памятник Афанасию Никитину — первому русскому человеку, проложившему путь в Индию, отважному «торговому гостю». Этот памятник, созданный в 1955 году и установленный в городе Калинине, оригинален по своей композиции.

До работы над проектированием памятников предполагаемому основателю Москвы и Афанасию Никитину Сергей Михайлович Орлов был известен преимущественно как мастер малых декоративных форм скульптуры — композиций в фарфоре и фаянсе. Их основное содержание составляли сказочные и былинные образы, полные живой фантазии, яркой красочности.

Профессиональное образование Орлов получил в Вологодском художественном техникуме и в изостудии Ю.Ф. Лузан, где проучился несколько лет. Из множества работ скульптора, выполненных в фарфоре, особенно выделяется сложная монументальная композиция «Александр Невский» (1943), изображающая князя Александра Ярославича и новгородских ополченцев, отстоявших свободу и независимость Родины в борьбе с тевтонскими захватчиками. Созданная в годы Великой Отечественной войны скульптурная группа «Александр Невский» утверждала могучую непобедимую силу русского народа, его сплоченность перед лицом врага. Скульптор ощутил близость тем и образов далекого прошлого к событиям современности: напоминание о былых подвигах мужественного и сильного русского народа призывало советских людей умножить усилия в борьбе за победу над фашизмом. Скульптура «Александр Невский» была создана Орловым в очень большом размере, что с технической точки зрения представляло собой явление примечательное в истории художественного фарфора.

Говоря о творчестве Орлова нельзя не вспомнить его ярко декоративную, полную экспрессии серию фарфоровых статуэток, посвященную цирку, а также полную глубокого трагизма скульптуру «Мать».

В 1968 году С. М. Орлов был удостоен звания народного художника РСФСР.

 

Из неопубликованной рукописи В.П. Пензина "И останется только имя...":

Поставил точку и сразу вспомнил о выставке на Кузнецком, посвященной празднованию 600-летия Куликовской битвы. На выставке центральное место было отведено «Слову» художника Владимира Фаворского. Придя на выставку, увидел свое «Слово» (резцовая гравюра по металлу), висящее рядом! Вот когда я поверил, что что-то умею! Думаю, авторы выставки стремились как можно полнее выразить главную идею выставки. На первый план выходит само произведение, а не г ромкие имена авторов.

Когда упомянул клыковскую лошадь под маршалом Жуковым, сравнил с лошадью великолепной работы скульптора Сергея Орлова у памятника Юрию Долгорукому, что стоит на Тверской, напротив мэрии, бывшего Моссовета. Автор памятника Сергей Орлов, скульптор-самородок, был на моей первой персональной выставке в ЦДРИ. Возможно, слово «скульптор-самородок» кто-то посчитает недоразумением. Дело в том, что Сергей Орлов - скульптор, работавший главным образом в скульптуре мелкой пластики. Каким образом он получил почетный заказ, об этом история умалчивает. Монументальный памятник основателю города Москвы, Юрию Долгорукому - это классика! Шедевр XX века на виду не только у всей Москвы, но и у всего мира. Победителей не судят, главное - результат.

Когда развешивал свои работы, в открытые двери выставочного зала вошел, одетый в вязаный свитер, среднего роста и возраста, плотного телосложения человек. Молча осмотрев выставку, подошел ко мне и протянул руку: «Орлов», - видимо, стремясь произвести на меня впечатление. «Пензин», - задиристо ответил. «Ты что, мой памятник Юрию Долгорукому не видел?» Засуетился уже я. Стал рассказывать, как в Москве «силы - пятой колонны» хотят снести памятник, а на этом месте восстановить стеллу свободы скульптора Андреева. Сообщил, что его вызывал мэр города Москвы и показал два мешка писем москвичей в защиту памятника. Один мешок писем привезли скульптору домой, которые он читает в свободное время. Беседовали более часа, пригласил меня в мастерскую. Вечером записал встречу в дневнике. Прошло столько времени! Общий тон обсуждения доброжелателен по отношению ко мне и к моему творчеству. Хвалил некоторые работы. Для него я был всего-навсего мальчик. Вспомнил дословно: «А в тебе таракан художника сидит! Точно! Воистину так!»