Народный промысел. "ГЖЕЛЬ" САЙТ В РАЗРАБОТКЕ

Народный промысел. "ГЖЕЛЬ" САЙТ В РАЗРАБОТКЕ

 Слово «Гжель» невероятно по­пулярно в России. Гжель — это чайные и кофейные сервизы, самовары, столовая посуда, ва­зы, подсвечники, часы, малая скульптура — огромное разно­образие форм. Но при этом одна общая черта — вручную выпол­ненная нарядная синяя роспись по белому фону.

Да, именно ручная работа! Художники кистью разрисовы­вают каждую чашку, каждую вазочку. Поэтому нет одинако­вых изделий, любое из них пои­стине уникально и хранит по­черк своего мастера.

Однако ручная работа — это, во-первых, трудоемкое дело, а во-вторых, это всегда небольшое количество, которое не может удовлетворить общий спрос. Да­же в России мало кто имеет из­делия Гжели, а коллекционеры считают их гордостью своих со­браний. Только в крупнейших музеях Советского Союза мож­но увидеть образцы работы гжельских мастеров.

Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Он ро­дился в никому не известной тогда местности Гжель, что в 60 километрах от Москвы. Пер­вое документальное свидетель­ство о нем появляется в 1339 году в Духовной Грамоте вели­кого князя Ивана Калиты. Ар­хеологические исследования на территории Гжели подтверж­дают существование здесь гончарства с начала 14 века.

С тех пор за 650 лет история Гжели знает разные периоды. И блестящее 20-летие — 70-90-е годы 18 века, когда она просла­вилась майоликой и стала при­знанным центром художествен­ной керамики. И периоды уга­сания, борьбы с промышлен­ным стандартом. Ведя эту, казалось бы, неравную борьбу, гжельские мастера в 19 веке изобрели новый для себя мате­риал, создали новую техноло­гию. Сохранив свою самобыт­ность, они прошли несколько этапов развития — выпускали полуфаянс, затем фаянс и,наконец, фарфор. В результате сложился национальный харак­тер гжельской керамики.

В начале 20 века — еще одна горькая страница истории: упа­док, связанный с годами войны и разрухи, отсутствие рынка сбыта, уход мастеров. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.

Но, к счастью, на свете всегда есть одержимые люди. Возврат из забвения начался в 40-е годы 20 века и связан с деятель­ностью искусствоведа А.Б. Сал­тыкова, художницы Н.И. Бесса­рабовой. Потребовались годы, ушедшие на исследования, изу­чение музейных коллекций, ла­бораторные опыты, обучение новых мастеров. Все это приве­ло к успеху — началось возрож­дение гжельского искусства. Ныне Гжель переживает период расцвета. Превосходны совре­менные изделия с их загадоч­ным темно-синим тоном, плы­вущим по белому полю. Фанта­стические узоры, цветы, гир­лянды, бордюры, сказочные звери, свободные мазки в соче­тании с тонким графическим рисунком — в этом оригиналь­ность, декоративность и прив­лекательность гжельской про­дукции.

Здесь возрождают и еще один вид искусства — майолику 18 века. Она ярка, многоцветна, празднична. Из этих изделий особенную ценность представ­ляют камины из майолики, вы­полненные в лучших русских традициях. Такой камин при­даст любому интерьеру черты дворянского особняка, создает домашний комфорт.

В Гжели сохраняются традиции старых мастеров. В работах ве­дущих художников фирмы Л.П. Азаровой, Т.С. Дунашовой, З.В. Окуловой, А.Н. Федотова, В.А. Петрова нашли прекрасное продолжение традиционные приемы народного искусства. Талантливо работают молодые художники — Татьяна и Вик­тор Хазовы, Маргарита Подгор­ная, Александр Царегородцев. Каждый художник имеет свой творческий почерк. Однако от замысла до его воплощения проходит долгий, порой мучи­тельный путь. Художник де­лает многочисленные эскизы, лепит изделие из пластилина, переделывает, стремясь найти ту единственно нужную ему форму. После сложного техно­логического процесса начинает­ся второй, главный этап — во­площение рисунка в изделии. Художник создает рисунок, наи­более полно отвечающий его замыслу, выявляющий все до­стоинства формы.

Затем к делу приступают художники-рисовальщики, ко­торые кистью переносят рису­нок художника на готовое изде­лие. Но они не копиисты в бук­вальном значении этого слова.

Каждый из них привносит чуть-чуть своего.

Когда художник сам расписы­вает свое произведение, это на­зывается авторский экземпляр, и ценится он во много раз доро­же обычного. Как правило, на изделии тогда стоит автограф. Коллекционеры соперничают именно из-за такого экземпля­ра.

Крупнейшие фирмы капитали­стических стран заключают контракты на поставку продук­ции Гжели. Среди них США, Италия, Франция, ФРГ. Они считают это выгодным бизне­сом для себя. В наш век штам­пованной моды усиливается тя­га к нестандартным вещам, вы­полненным не машиной, а че­ловеческими руками. И цен­ность таких вещей по мере ро­ста цивилизации будет несом­ненно возрастать.

Сейчас в Москве проводятся аукционы гжельской продук­ции, на которых изделия расхо­дятся по очень высоким ценам. Пользуйтесь случаем! Приобре­тайте сувенир из России!

Автор статьи Г. Егорова