Выставка советского лубка 70-80-х годов ХХ века к 100-летию создания Красной армии "Несокрушимая и легендарная...". Музей экслибриса и миниатюрной книги, Пушечная 7/5, стр. 2. С 1 по 27 марта 2018

Выставка советского лубка 70-80-х годов ХХ века к 100-летию создания Красной армии "Несокрушимая и легендарная...". Музей экслибриса и миниатюрной книги, Пушечная 7/5, стр. 2. С 1 по 27 марта 2018

 «Конец лубка в начале XX века парадоксально означал начало его второй жизни в качестве одной из творческих традиций национального искусства, сильного импульса своевременных художественных процессов»  Г. С. Островский. 1980 г.

 Русско-японская война (1904-1905 гг.) способствовала появлению качественно нового современного лубка. В. В. Маяковский – поэт и художник создал серию из 25 лубков, посвященных войне России с Японией. Переход к изготовлению профессионального лубка в творчестве художников, способствовали ряд издательств: издание литографии Товарищества И. Д. Сытина, в том числе и просуществовавшее всего несколько месяцев, издательство «Сегодняшний лубок».  За период 1904-1916 гг. военная тематика листов в творчестве ряда художников представляла собой информационно-пропагандистское издание, стилизованное под народный русский лубок и посвященное прославлению военных подвигов русской армии. Среди огромного количества неизвестных авторов современных лубков военной тематики выделяются листы художников, кроме уже упомянутого В. В. Маяковского, такие как: К. С. Малевич, Г. И. Нарбут, А. Лентулов, О. Шарлеман, Д. С. Моор, А. П. Апсит и др.

 Затем появились ОКНА РОСТА со стихотворными текстами, его создатели знали и любили лубок. Здесь играли большую роль В. В. Маяковский, Д. Моор, В. Дени и др.

 Свою силу лубок вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Одной из его форм стали «ОКНА ТАСС», а затем «Агитплакат», сыгравшие немалую роль в сплочении патриотических сил народа в послевоенном становлении страны.

 В 1982 году, благодаря инициативе и организаторскому таланту художника В. П. Пензина, в Москве образовалось товарищество – «Мастерская народной графики». Начата активная выставочная деятель­ность, которая постоянно сопровождалась непрерывным трудом художников – членов мастерской. В. П. Пензин, одновременно являвшийся руководителем Мастерской, наравне со всеми, занимался созданием прекрасных произведений народного искусства.

 Во второй половине XX века художником Виктором Петровичем Пензиным, выполнены серии замечательных гравюр: «Русские пословицы и поговорки», «Русь. Времена первые — времена космические», «Моя Родина», «Нарядные картинки», «Любовные страдания», «Его величество — рабочий класс!», «Мои фантазии», «Древо жизни», «Времена года», «Страницы истории Советской России», «Народный ежегодник», «Севские частушки», «Совет да любовь», «Песни Орловскогокрая», «Песни фронтовых лет», а также серия портретов известных деятелей культуры и мн. др.

 На выставке представлены замечательные гравюры, созданные художником Виктором Петровичем Пензиным в период 1960-1980 годов.

 В изобразительной плоскости каждого листа преобладает текст, повествующий о жизни тех или иных персонажей сюжета в соответствующий период жизни советской эпохи. Немногословие изобразительного ряда помогает зрителю осмыслить философскую составляющую тех времен. Посетитель выставки, рассматривая произведения, отчетливо ощущает пафос, воодушевление 1960-1980-х годов, которые сегодня воспринимаются как ностальгия по искренним, неподдельным чувствам, их подлинному выражению. Отпечатанные гравюры с авторскими цветными оживками. Своим оформлением, сюжетами и компановкой графические листы демонстрируют яркую индивидуальность и талант художника.

 В последствии, благодаря усилиям художника В. П. Пензина, явившегося основоположником жанра современного лубка, на основе его личной коллекции и работ «Мастерской народной графики» в 1989 году при поддержке Всероссийского фонда культуры в здании дома 10 по переулку Малый Головин, близ Сретенки, открылся «Музей народной графики».

 Музей народной графики включен в двухтомное издание "Музеи мира", опубликованном в Лейпциге (Германия) и числится за номером 16000797 среди 33 тысяч музеев мира из 195 стран.