Выставка «Библия для народа» к 325-летию первой в России гравированной Библии Василия Кореня, Переславль-Залесский 2017 г.

Выставка «Библия для народа» к 325-летию первой в России гравированной Библии Василия Кореня, Переславль-Залесский 2017 г.

 

"БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ" (1692-1696 гг.)  ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ. 

            Лубок – русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол» (1564 г.). Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как картинка-азбука, картинка-рассказ. Этот вид народной графики в течение столетий для простого люда был естественным обиходным явлением. Мало, кто из современников задумывался над эстетическими и художественными достоинствами самобытного вида искусства. Один из первых, кто занялся собиранием лубка в России и изучением истории гравирования был историк искусства и коллекционер Дмитрий Александрович Ровинский. Именно он открыл для российской и мировой общественности жемчужину русского лубка, фактически первую серийную работу, с которой начинался русский лубок, - "Библию для бедных" (1692-1696) Василия Кореня, предназначавшаяся для «бедных» - то есть, не умеющих читать и писать. Библия состоит из 36 листов гравюр, посвященных сотворению и концу мира, устройству Вселенной, отношениям Бога, дьявола и человека.

            Размер оттисков в книге Бытия колеблется от листа к листу, достигая 36х29 см, в Апокалипсисе – 39х30,5 см; размер листов с полями 39,8х32 см. Библия была реставрирована в 1965 году реставратором Государственной Публичной библиотеки А.Г. Новожениной. К 1965 году поля, подклеенные переплетчиками Толстого, были сильно разрушены, и потому реставраторы заменили их новыми, из наиболее подходящей по цвету и фактуре тряпичной бумаги первой четверти ХIХ века с филигранью «PROATRIA». Было заплатано израненное тело ряда листов бумагой охристого тона, докрашены утраты рамки, ореолов и т.п.; все листы дублированы на микалентную бумагу.

           Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии Библии является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира – одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры. Корень хорошо знал многочисленные европейские и украинские лицевые книги XV-XVII вв.: «Апокалипсис» Дюрера, Библию Пискатора, а также, возможно, Библию Илии и «Апокалипсис» Прокопия, оттиски с досок которых были сделаны именно в это время (1649-1662 гг.). По мнению А.Г. Сакович, автора фундаментального исследования Библии Кореня: «…ничем не напоминает эти книги. В ней нет ни мелочного интереса к земной суете западных исторических библий, ни восторженного чувства космоса Илии или Прокопия, ни трагического мироощущения Дюрера. Библия Кореня – искусство светлое, эпическое, монументальное и декоративное. Это сказка, которая преображает мир»… «Своеобразное переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний делает Книгу Бытия и Апокалипсис Кореня типичным явлением русского искусства рубежа XVII-XVIII вв. и в то же время принципиально новым произведением русской гравюры XVII века. Библия Кореня – уникальный датированный памятник бытового православия. Она создана художником - человеком из народа, для народа и несет в себе черты народной религии и народного искусства… Народная картинка приняла ее в себя как близкую ей по духу, жанру, графическому и цветовому языку, но отшлифовала ее по-своему. Так Книга Бытия Кореня стала постепенно народной картинкой, народным безымянным творчеством…  Орнаментальным и цветовой язык Библии в целом лег в основу жанра русской лубочной книжки и языка русского светского деревянного лубка… Стиль Библии Кореня и характер ее резьбы ставят эту книгу за пределы искусства русской рукописной и печатной книги, за пределы искусства Москвы, Украины и Белоруссии, и Севера XVII столетия вообще…» 

         Единственный дошедший до нас экземпляр книги Библии Кореня – является подлинником XVII века – ныне хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В фонды библиотеки она попала в 1830 г. вместе с собранием Ф.А. Толстого (1758-1849), известного собирателя старопечатных книг. Библия отпечатана на голландской бумаге второй половины XVII века. Книга оказалась конфискованной полицией по распоряжению церкви, которая нашла, что изображения в ней не вполне отвечают религиозным канонам – слишком молодым был изображен на них Господь, безбородым, не совпадали с каноном и иные изображения.

         В новейшей истории Новой России интерес к культурному наследию прошлого приобретает особое значение. Работа по воспроизведению - реконструкции Библии, предпринятая художниками - мастерами Мастерской народной графики, потребовала значительных усилий и времени. Предстояло заново вырезать изображения в соответствии с техникой мастера-гравёра В. Кореня. Благодаря работе коллектива художников Мастерской народной графики под руководством Виктора Петровича Пензина, Библия была реконструирована. На воплощение задуманного ушло почти десять лет (1982-1991гг).

              Художники-мастера Мастерской восстановили утраченные части изображения, рамки, орнаменты, слова, буквы и др. Библия состоит из Книги Бытия (20 листов) и Апокалипсиса (16 листов). Отпечатана и раскрашена от руки, красителями того типа, которыми пользовались раскрасчики прошлого (яр-медянка – зеленый цвет, сурик – красный цвет, ультрамарин – синий цвет и др.). На лицевой стороне листа наличие печати, говорящей о времени напечатания лубка - реконструкции.

               Восстановленный Атлас реконструкции «Русские народные картинки» ХХ века, первый выпуск состоит из 36 листов, отпечатанный с деревянных форм и раскрашенный от руки, увидел свет в 1991 году, спустя ровно 100 лет после выхода Атласа Д.А. Ровинского «Русские народные картинки». Было напечатано семь альбомов «Атласа русские народные картинки» (титул, вступительная статья Пензина, содержание на русском и итальянском языках, твердый переплет).

              В 1993 г. делегация Комитета культуры Правительства Москвы была принята в Ватикане Папой Иоанном Пав­лом II. Понтифику была вручена восстановленная «Мастерской» Библия, ныне хранящаяся в Ватиканской Пинакотеке.

Вручение реконструированной "Библии для народа"  Василия Кореня  Папе Иоанну Пав­лу II Виктором Петровичем Пензиным. Ватикан, 29 декабря 1993 г.

Эпохальное событие - встреча двух религий -  Патриарха Всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска.

Гавана, 12 февраля 2016 г.

             В полном объеме 36 гравюр «Библии» принята на хранение в основные фонды Государственного Эрмитажа (СПб), Пинакотеки Ватикана (Италия), Художественной галереи г. Пловдива (Болгария), фонд русской графики лубков Тиссена-Борнемиса (ныне одноименный музей в Мадриде) (Испания), собрания Лотара Больца (ныне государственные музеи Берлина), хранится также в Мастерской народной графики Мексики (Мехико), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Ярославском государственном историко-архитектурном  и художественном  музее-заповеднике, в музее-заповеднике «Александровская слобода» (Владимирская обл.), в музее-заповеднике г. Переславля-Залесского Ярославской обл., в том числе в музее книгопечатания им. И. Федорова Киево-Печерской Лавры. Альбом передан также в фонды Спаса-Преображенского монастыря Новгород-Северского музея-заповедника «Слово о полку Игореве» (Украина, г. Новгород-Северский, Черниговской обл.). 

          «Библия» экспонировалась в здании Президиума Российской Академии наук, где «Библию для бедных» придирчиво осмотрел и оценил высокий гость из Беларуси Филарет - Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси - первое духовное лицо».

          В 2016 году «Мастерской народной графики» Патриархией был заказан полный комплект Библии для Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла, который был торжественно ему вручен. Был изготовлен новый футляр для альбома, белый кожаный переплёт с золотым тиснением, титул и оглавление на итальянском и русском языке. Изображения Библии были вновь отпечатаны на бумаге «верже» и раскрашены красителями, которыми пользовались раскрасчики XVII века. В настоящее время Библия хранится в основных фондах «Музея Храма Христа Спасителя», город Москва.

1 - футляр альбома; 2 - белый кожаный переплет; 3 - титул; 4 - шмуцтитул.

 

        Альбом «Библия для народа» Василия Кореня экспонировался более 80 выставках в художественных и картинных галереях России, ближнего и дальнего зарубежья.

       Отметим факт. В недрах Пинакотеки Ватикана хранится также единственный экземпляр лицевой книги «Библия Пауперум» (1380), сохранившийся до наших дней. Созданная на 300 лет раньше кореневской, но уничтоженной в свое время, по тем же самым причинам – отступление от канона. В основе двух Библий величайшего религиозного движения всех народов лежат общие корни, общие евангелистические тексты, одни и те же Заветы Христа и чаяния его учеников. 

       Библия – вечная книга мира и духовный спутник человечества. Она не знает границ во времени и пространстве и обращается к сердцам людей, говорящих на самых разных языках. Понять ее глубочайший смысл и высокую духовную символику помогает великий и совершенный инструмент – искусство. Живописцы и скульпторы, мастера иконописи, книжной графики, миниатюры и мозаики, жившие в разные времена и принадлежавшие к разным народам, на протяжении многих веков искали и находили в Библии источник вдохновения.

         Значение Библии Кореня не исчерпывается одной лишь связью с эпохой. Ее сюжетные цветные гравюры положили начало новому жанру в русском изобразительном искусстве – народному лубку. Библия повлияла на иконопись XVIIIвека, создала канон Книги Бытия в русской народной картинке и жанр лубочной книжки, дала язык светскому деревянному лубку.

      Восстановление «Библии» – духовного памятника русского народа – является данью уважения всем безымянным народным мастерам прошлого и творческим подвигом художников «Мастерской народной графики».