Верхоланцев Михаил Михайлович, Россия, г. Москва

Верхоланцев Михаил Михайлович, Россия, г. Москва

 ВЕРХОЛАНЦЕВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ 

Академик Российской Академии народного искусства.

«Иные цивилизации»

С 21 марта - 9 апреля 2017 года в залах Российской академии художеств проходит выставка «Иные цивилизации», посвященная 80-летию со дня рождения и 60 - летию творческой деятельности Михаила Михайловича Верхоланцева, заслуженного художника России, члена-корреспондента Российской академии художеств.

Михаил Верхоланцев родился в 1937 году в Москве, в семье художников, в 1961 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), учился у выдающихся мастеров: В.Е. Егорова, В. И. Козлинского, И.А. Гильтера, Ю.В. Случевского В. П. Комарденкова. Преподавал в МВХПУ, его учениками были будущие известные художники: Б.Французов, С. Харламов, В. Васильев- гравер из Якутии, А. Панин.

Михаил Верхоланцев - разносторонний художник, работает в области прикладной и станковой графики, дизайна и живописи, выдающийся мастер современной ксилографии и искусства книги. Правнук знаменитого коллекционера Н. В. Баснина, гравюры и рисунки из собрания которого составляют значительную часть графического фонда ГМИИ имени Пушкина, он обладает большой эрудицией в области гравюры и рисунка.

Главное достижение художника - это создание уникального изобразительного языка в таком сложном и редком виде гравюры как ксилография. Техническое мастерство в его гравюрах заставляет вспомнить о таких мастерах как И. П. Пожалостин (1837-1909), Ч. Томпсон (17...? - после1825), В. Н. Масютин (1884 -1955), В. А. Андреев (1888-1964). В сочетании с экспрессией и композиционной энергией эта совершенная техника даёт неожиданный эффект, можно сказать, новый стиль, не встречающийся ни у кого из современных гравёров на дереве. Его торцовые ксилографии, эти тончайшие миниатюры, прекрасно работают на книжной или журнальной полосе. Их чистейший виртуозный штрих сохраняется и при колоссальном увеличении. В этом случае гравюры приобретают монументальное звучание и напоминают картоны к гобеленам. Несколько гобеленов созданы именно благодаря увеличенным гравюрам и осуществлены в материале фирмой «Палаццо дизайн» в Китае.

Сюжеты гравюр художника разнообразны: это карельский эпос «Калевала», библейские и евангельские притчи, античные сюжеты. Живописные полотна художника как бы впитали в себя энергию и скрупулезность серебристых гравюр. Безошибочное попадание в масштаб и изысканная композиция дают ему возможность создавать терпкий, запоминающийся образ...

Михаил Верхоланцев художник - традиционалист, даже консерватор, всем своим творчеством доказывающий, что скорый прогресс и взрыв цивилизации следовало бы задержать, насколько это возможно. Экспрессия его работ таит покой, стабильность, даже застылость. В его работах нет ни малейшей реакции на актуальные стилистические движения. Ещё в студенческие годы, слушая лекции по истории искусств, он открыл для себя маньеризм, страстно полюбил гротески, живопись, архитектуру, мебель, мелкую пластику и даже музыку эпохи маньеризма.

И сегодня почти все его композиции инспирированы опусами музыкантов этой эпохи, названиями этих произведений озаглавлены многие работы художника. Наступили времена перманентных художественных революций. Многие адепты социалистического реализма постепенно превращались в «актуальных» художников, а Михаил Верхоланцев и сегодня верен своим юношеским мечтам. Духом маньеризма исполнены все его гравюры и вся живопись. Отсюда странноватое серебристое мерцание в его гравюрах и колорит его живописи. Во весь голос тут поётся осанна Россо Фиорентино, Приматиччо, Понтормо и гротесковым орнаментам Петера Флётнера.

«Я старался добиться особого состояния, свойственного только работам маньеристов» - говорит художник. «...Его трудно объяснить. Скорее всего, это торжественно - сумеречное состояние природы, затихшей перед наступающей грозой. Тут и утреннее сфумато, тут и умиротворение и одновременно беспокойство, восторженное ожидание чудесного..»

Произведения Михаила Верхоланцева успешно представляли российское искусство на крупнейших международных выставках и бьеннале графики в России, Италии, Дании, Бельгии, Турции, Польше, Китае, Финляндии, Чехии, Англии, Германии, Голландии, Югославии, Испании, Франции, Чехии, Австрии, Португалии, Эстонии, Словакии, Швейцарии и отмечены многочисленными премиями, медалями и дипломами в России и за рубежом. Основные из них: Первая премия международного конкурса футорологической гравюры в Синт - Никлаасе (Бельгия). Специальная премия магистратуры Антверпена, две почётные медали бьеннале графики Мальборке (Польша), две премии бьеннале в Фредериксхавне (Дания), премия в Генуе (Италия), премия конкурса графики малых форм в Стамбуле (Турция), премия конкурса гравюр в Лозанне (Швейцария), бронзовая медаль конкурса графики в Шанхае (Китай). Первая премия международной бьеннале в Санкт - Петербурге. Первая премия на Всемирном конгрессе графики малых форм в Вологде 2016 года.

Михаил Верхоланцев известен и как дизайнер книг и журналов. Работая в журнале «РТ» (Радио Телевидение), художник опубликовал много новых, интересных дизайнерских находок. Михаил Верхоланцев сотрудничал в многочисленных издательствах: «Советский писатель», «Молодая гвардия», «Правда», «Детская литература», «Радуга», «Наука», «Педагогика», «Союзинформкино». При участии художника издано свыше 1000 книг, альбомов, журналов.

Михаил Верхоланцев - прекрасный стилист, чувствующий всё характерное в изображаемой эпохе. Все образы художника, терпкие и острые парафразы к текстам классиков. Замечательны иллюстрации художника к произведениям: В. Шекспира, А. Пушкина, Н. Гоголя, И. Гончарова, Ф. Достоевского, И. Тургенева, Л. Толстого, А. Чехова, И. Бунина, А. Куприна, М. Горького, А. Платонова, А. Казанцева, В. Шергина и многих других советских и зарубежных писателей. С 2010 года наиболее заметные работы в книге: гравюры для повести Л. Толстого «Крейцерова соната», иллюстрации к уникальным книгам издательского дома «Дейч»: повести и рассказы А. Платонова, роман И. Гончарова «Обыкновенная история», повести и рассказы Л. Толстого. В 2014 году за книгу художника «Добродетели и пороки» с 15-ю продольными ксилографиями и авторским текстом он удостоен званием лауреата Всероссийского конкурса «Образ книги» в номинации «авторская книга». Персональные выставки гравюр, иллюстраций художника прошли в городах Сибири: Иркутске, Тобольске, Тюмени, Ханты-Мансийске, Башкирии-в Уфе, в городах России: Северодвинске, Липецке, Воткинске, Воронеже, Пскове, Вологде.

Выставка «Иные цивилизации» - это сознательный уход от действительности в атмосферу желаемого, но недостижимого. В процессе творчества художник стремится к такому состоянию души, которое похоже на эйфорию, благодать, блаженство. Он уверен по-своему, если это потустороннее чувство не наполняет произведение, то весь его труд оставит зрителя равнодушным, несмотря на занимательную фабулу произведения. Изобразительный язык художника Михаила Верхоланцева сложен и уникален. Эта сложность происходит от отважного стремления к конкретной фигуративности, от прямолинейной трактовки такого широкого понятия как Красота, в оппонировании эстетике безобразного. Этот изобразительный язык проникнут театральным пафосом и восторженной декоративностью, но и основой маньеристской эстетики, а потом и эстетики барокко было неистребимое желание удивлять.