Академик Академии народного искусства, член Московского Союза Художников.
Творчество Сергея Гонкова — это своеобразное путешествие в пространстве и времени различных эпох и культур. Для его искусства характерно отсутствие так называемого «сразу узнаваемого единого стиля автора». Образный и пластический язык работ этого художника вырабатывается всякий раз заново, в зависимости от того или иного художественного материала и конкретных изобразительных задач. Не изменяя себе, автор избегает повторов и штампов, поэтому стилистика его произведений всегда оригинальна и разнообразна. Художник использует такие техники, как масло и акрил — в живописи; гуашь, яичную темперу, литографию, тушь с пером, акварель с цветным карандашом, соус — в графике. Большую роль в его творчестве играют книжные иллюстрации. «Необходимо создать свои оригинальные работы, не компиляцию и перевод уже готовых форм из искусства прошлого, — считает художник, — нужно выработать собственные образы, найти оригинальные сложные формообразующие факторы для их воплощения». Сергею Гонкову присуще прекрасное чувство материала в разных видах графики. Отличаясь яркой индивидуальностью, художник являет собой образец совершенно нового отношения к искусству. Художественное творчество представляется этому мастеру не экстатическим порывом вдохновения, но постоянным, упорным трудом, обусловленным законами искусства. Он никогда не изменяет своему художественному призванию, создавая в иллюстрациях образы, соответствующие самому духу того или иного литературного произведения, причем делает это реалистично и глубоко. Сергей Гонков — большой мастер композиции, он учитывает все её составляющие — пространство и время, ритм, жест, свет и цвет. Свежее дыхание композиций этого художника создает свой микрокосмос, в котором уживаются разные стили и техники исполнения. Приемы, характерные для каждого вида искусства, с которым соприкасается мастер, представляют нам художника ищущего, размышляющего, видящего красоту в разнообразии форм и в самых различных проявлениях жизни. В произведениях Сергея Гонкова тесно переплетаются мотивы личной и исторической памяти, пласты различных мировых культур и судьбы отдельных людей и народов.
Но в ряду произведений, представленных на выставке, многочисленных и разнообразных по своим сюжетам и темам, об одной работе хочется сказать особо. Это серия давно задуманных художником монументально- декоративных панно, объединенных общим названием «Царство Московское». Первая работа из этого цикла — «Соколиная охота царя Алексея Михайловича. Перед охотой» — экспонируется на выставке. Перед нами яркая и красочная картина, которая, на первый взгляд, представляет собой эффектное декоративное зрелище на тему соколиной охоты в допетровской Руси. На самом деле, это произведение являет собой глубинный образ русского сокровенного рая, средоточие истинной Руси-России как священного поля соколиной охоты. Здесь сокол — древний символ удачи, победы, торжества несокрушимой и праведной божественной воли. Всё произведение, необыкновенно цельное и легкое для восприятия зрителем, по сути, является сложным и многоуровневым образом воплощения победы истинно русского духа над внутренним и внешним «врагом рода человеческого». Картина представляется мне продолжением глубоких русских традиций, вместе с тем, она современна по образно-философскому строю и абсолютно новаторским средствам воплощения, не являясь при этом ни иконой, ни «чистой» декоративной живописью, ни стилизованной компиляцией лубка.
Художник открывает нам истинный путь к познанию сущности русского человека, а его творческий процесс является переживанием той или иной, всегда значимой темы, которую он избирает в своей работе. Так рождается творческая судьба, об этом хорошо писал Томас Манн: «Талант очень сложное, трудное понятие и дело здесь не столько в способностях человека, сколько в том, что представляет собой человек как личность. Вот почему можно сказать, что талант есть способность обрести собственную судьбу».
Людмила Кандалова, искусствовед
Поделиться с друзьями: