Новый Альбом "Русские народные картинки" "Библия Василия Кореня" 1692-1696, Москва, Академия народного искусства России, НО Фонд им. Святой Елены, 2016

Новый Альбом "Русские народные картинки" "Библия Василия Кореня" 1692-1696, Москва, Академия народного искусства России, НО Фонд им. Святой Елены, 2016

"БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ" (1692-1696 гг.)  ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ. 

            Лубок – русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол» (1564 г.). Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как картинка-азбука, картинка-рассказ. Этот вид народной графики в течение столетий для простого люда был естественным обиходным явлением. Мало, кто из современников задумывался над эстетическими и художественными достоинствами самобытного вида искусства. Один из первых, кто занялся собиранием лубка в России и изучением истории гравирования был историк искусства и коллекционер Дмитрий Александрович Ровинский. Именно он открыл для российской и мировой общественности жемчужину русского лубка, фактически первую серийную работу, с которой начинался русский лубок, - "Библию для бедных" (1692-1696) Василия Кореня, предназначавшаяся для «бедных» - то есть, не умеющих читать и писать. Библия состоит из 36 листов гравюр, посвященных сотворению и концу мира, устройству Вселенной, отношениям Бога, дьявола и человека.

            Размер оттисков в книге Бытия колеблется от листа к листу, достигая 36х29 см, в Апокалипсисе – 39х30,5 см; размер листов с полями 39,8х32 см. Библия была реставрирована в 1965 году реставратором Государственной Публичной библиотеки А.Г. Новожениной. К 1965 году поля, подклеенные переплетчиками Толстого, были сильно разрушены, и потому реставраторы заменили их новыми, из наиболее подходящей по цвету и фактуре тряпичной бумаги первой четверти ХIХ века с филигранью «PROATRIA». Было заплатано израненное тело ряда листов бумагой охристого тона, докрашены утраты рамки, ореолов и т.п.; все листы дублированы на микалентную бумагу.

           Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии Библии является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира – одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры. Корень хорошо знал многочисленные европейские и украинские лицевые книги XV-XVII вв.: «Апокалипсис» Дюрера, Библию Пискатора, а также, возможно, Библию Илии и «Апокалипсис» Прокопия, оттиски с досок которых были сделаны именно в это время (1649-1662 гг.). По мнению А.Г. Сакович, автора фундаментального исследования Библии Кореня: «…ничем не напоминает эти книги. В ней нет ни мелочного интереса к земной суете западных исторических библий, ни восторженного чувства космоса Илии или Прокопия, ни трагического мироощущения Дюрера. Библия Кореня – искусство светлое, эпическое, монументальное и декоративное. Это сказка, которая преображает мир»… «Своеобразное переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний делает Книгу Бытия и Апокалипсис Кореня типичным явлением русского искусства рубежа XVII-XVIII вв. и в то же время принципиально новым произведением русской гравюры XVII века. Библия Кореня – уникальный датированный памятник бытового православия. Она создана художником - человеком из народа, для народа и несет в себе черты народной религии и народного искусства… Народная картинка приняла ее в себя как близкую ей по духу, жанру, графическому и цветовому языку, но отшлифовала ее по-своему. Так Книга Бытия Кореня стала постепенно народной картинкой, народным безымянным творчеством…  Орнаментальным и цветовой язык Библии в целом лег в основу жанра русской лубочной книжки и языка русского светского деревянного лубка… Стиль Библии Кореня и характер ее резьбы ставят эту книгу за пределы искусства русской рукописной и печатной книги, за пределы искусства Москвы, Украины и Белоруссии, и Севера XVII столетия вообще…» 

         Единственный дошедший до нас экземпляр книги Библии Кореня – является подлинником XVII века – ныне хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. В фонды библиотеки она попала в 1830 г. вместе с собранием Ф.А. Толстого (1758-1849), известного собирателя старопечатных книг. Библия отпечатана на голландской бумаге второй половины XVII века. Книга оказалась конфискованной полицией по распоряжению церкви, которая нашла, что изображения в ней не вполне отвечают религиозным канонам – слишком молодым был изображен на них Господь, безбородым, не совпадали с каноном и иные изображения.

         В новейшей истории Новой России интерес к культурному наследию прошлого приобретает особое значение. Работа по воспроизведению - реконструкции Библии, предпринятая художниками - мастерами Мастерской народной графики, потребовала значительных усилий и времени. Предстояло заново вырезать изображения в соответствии с техникой мастера-гравёра В. Кореня. Благодаря работе коллектива художников Мастерской народной графики под руководством Виктора Петровича Пензина, Библия была реконструирована. На воплощение задуманного ушло почти десять лет (1982-1991гг).

              Художники-мастера Мастерской восстановили утраченные части изображения, рамки, орнаменты, слова, буквы и др. Библия состоит из Книги Бытия (20 листов) и Апокалипсиса (16 листов). Отпечатана и раскрашена от руки, красителями того типа, которыми пользовались раскрасчики прошлого (яр-медянка – зеленый цвет, сурик – красный цвет, ультрамарин – синий цвет и др.). На лицевой стороне листа наличие печати, говорящей о времени напечатания лубка - реконструкции.

               Восстановленный Атлас реконструкции «Русские народные картинки» ХХ века, первый выпуск состоит из 36 листов, отпечатанный с деревянных форм и раскрашенный от руки, увидел свет в 1991 году, спустя ровно 100 лет после выхода Атласа Д.А. Ровинского «Русские народные картинки». Было напечатано семь альбомов «Атласа русские народные картинки» (титул, вступительная статья Пензина, содержание на русском и итальянском языках, твердый переплет).

              В 1993 г. делегация Комитета культуры Правительства Москвы была принята в Ватикане Папой Иоанном Пав­лом II. Понтифику была вручена восстановленная «Мастерской» Библия, ныне хранящаяся в Ватиканской Пинакотеке.

             В полном объеме 36 гравюр «Библии» принята на хранение в основные фонды Государственного Эрмитажа (СПб), Пинакотеки Ватикана (Италия), Художественной галереи г. Пловдива (Болгария), фонд русской графики лубков Тиссена-Борнемиса (ныне одноименный музей в Мадриде) (Испания), собрания Лотара Больца (ныне государственные музеи Берлина), хранится также в Мастерской народной графики Мексики (Мехико), в Государственной Третьяковской галерее (Москва), в Ярославском государственном историко-архитектурном  и художественном  музее-заповеднике, в музее-заповеднике «Александровская слобода» (Владимирская обл.), в музее-заповеднике г. Переславля-Залесского Ярославской обл., в том числе в музее книгопечатания им. И. Федорова Киево-Печерской Лавры. Альбом передан также в фонды Спаса-Преображенского монастыря Новгород-Северского музея-заповедника «Слово о полку Игореве» (Украина, г. Новгород-Северский, Черниговской обл.) и др. Альбом «Библия для народа» Василия Кореня экспонировался более 80 выставках в художественных и картинных галереях России, ближнего и дальнего зарубежья.

       Отметим факт. В недрах Пинакотеки Ватикана хранится также единственный экземпляр лицевой книги «Библия Пауперум» (1380), сохранившийся до наших дней. Созданная на 300 лет раньше кореневской, но уничтоженной в свое время, по тем же самым причинам – отступление от канона. В основе двух Библий величайшего религиозного движения всех народов лежат общие корни, общие евангелистические тексты, одни и те же Заветы Христа и чаяния его учеников. 

       Библия – вечная книга мира и духовный спутник человечества. Она не знает границ во времени и пространстве и обращается к сердцам людей, говорящих на самых разных языках. Понять ее глубочайший смысл и высокую духовную символику помогает великий и совершенный инструмент – искусство. Живописцы и скульпторы, мастера иконописи, книжной графики, миниатюры и мозаики, жившие в разные времена и принадлежавшие к разным народам, на протяжении многих веков искали и находили в Библии источник вдохновения.

         Значение Библии Кореня не исчерпывается одной лишь связью с эпохой. Ее сюжетные цветные гравюры положили начало новому жанру в русском изобразительном искусстве – народному лубку. Библия повлияла на иконопись XVIIIвека, создала канон Книги Бытия в русской народной картинке и жанр лубочной книжки, дала язык светскому деревянному лубку.

      Восстановление «Библии» – духовного памятника русского народа – является данью уважения всем безымянным народным мастерам прошлого и творческим подвигом художников «Мастерской народной графики».

 Виктор Пензин

 Рафаил Штеренгарц

Реставрация – реконструкция – репликация

         Воспоминание 1947 года... Нас, школьников, повезли в пригороды Ленинграда, что бы показать варварские деяния фашистов во время Великой Отечественной Войны. Мы увидели, лежащие в руинах Павловский и Екатерининский дворцы, Царскосельский лицей, в котором захватчики устроили конюшню.… Это было страшное зрелище! Через многие годы я увидел их воссозданными из руин. Это было прекрасно! Если бы тогда последовали требованиям «фанатов реставрации», то и сегодня в пригородах С.-Петербурга стояли бы руины, а пропавшая Янтарная комната, так и не была бы воссоздана.

   Мы совсем не против реставрации. Но только тогда, когда это возможно и реально – мы против сохранения руин. Ведь каждый из этих дворцов исторически, с каждым новым владельцем претерпевал и архитектурные перестройки, и изменения интерьеров… О сохранении архитектурных памятников, -это просто примеры. Речь же пойдет о графическом искусстве.

   В 1997 году на  выставке «Религиозные сюжеты в графическом искусстве», где были представлены гравюры и литографии Европы и России XVII-XIX веков, творения Дюрера и Рембрандта, литографии  из мастерских Дрездена, Мюнхена, Парижа, экспонировались  и листы «Библии Кореня», возрожденные  В.П. Пензиным в конце ХХ века. Именно эти листы привлекли наибольшее внимание посетителей. В экспозиции это было что-то новое, родное, но мало знакомое и поэтому очень привлекательное. Прежде чем продолжить рассказ, коротко остановимся на том, о какой же «Библии» идет речь?

   Автор Библии – резчик, гравёр и художник Василий Корень, был белорусом из города Дубровно, переселившимся в Россию  в   1661 г., а с 1671 г. стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Библия состоит из 36 листов гравюр, посвященных сотворению и концу мира, устройству Вселенной, отношениям Бога, дьявола и человека. Корень хорошо знал многочисленные европейские и украинские лицевые книги XV-XVII вв.: «Апокалипсис» Дюрера, Библию Пискатора, а также, возможно, Библию Илии и «Апокалипсис» Прокопия, оттиски с досок которых были сделаны именно в это время (1649-1662 гг.).

 Единственный дошедший до нас экземпляр книги Библии Кореня – является подлинником XVII века и ныне хранится в Отделе редкой книги Государственной Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге[1]. Сегодня он доступен только специалистам. В фонды библиотеки она попала в 1830 г. вместе с собранием Ф.А. Толстого (1758-1849), известного собирателя старопечатных книг. Библия отпечатана на голландской бумаге второй половины XVII века и оказалась конфискованной полицией по распоряжению церкви, которая нашла, что изображения в ней не вполне отвечают религиозным канонам: слишком молодым был изображен на них Господь -  безбородым и с крыльями за спиной; Богоматерь сильно смахивает на портрет жены художника, не совпадали с каноном и иные изображения.

По мнению А.Г. Сакович[2], автора фундаментального исследования о Библии Кореня, «…Своеобразное переплетение русских национальных традиций и западноевропейских влияний делает Книгу Бытия и Апокалипсис Кореня типичным явлением русского искусства рубежа XVII-XVIII вв. и в то же время принципиально новым произведением русской гравюры XVII века.

Библия Кореня – уникальный датированный памятник бытового православия, равноценный духовному стиху. Она создана художником - человеком из народа, для народа и несет в себе черты народной религии и народного искусства… Народная картинка приняла ее в себя как близкую ей по духу, жанру, графическому и цветовому языку, но отшлифовала ее по своему. Так Книга Бытия Кореня стала постепенно народной картинкой, народным безымянным творчеством…  »

Работа по воспроизведению - реконструкции Библии, предпринятая Музеем и творческим коллективом художников Мастерской народной графики, потребовала значительных усилий и времени (1981-1991). Предстояло заново вырезать изображения в соответствии с техникой создателя - Василия Кореня. Художники-мастера Мастерской восстановили утраченные части изображения, рамки, орнаменты, слова, буквы и др. Она отпечатана и раскрашена от руки, красителями того типа, которыми пользовались раскрасчики прошлого (яр-медянка – зеленый цвет, сурик – красный цвет, ультрамарин – синий цвет и др.). На лицевой стороне листа находится печать, говорящая о времени и месте изготовления реконструкции.

Восстановленная в полном объеме «Библия» принята на хранение в фонды Государственного Эрмитажа, в Ватиканскую Пинакотеку,  в Художественную галерею г. Пловдива (Болгария). Хранится она и в собрании русской графики Тиссена-Борнемиса в Мадриде, в Государственных музеях Берлина, куда попала из с собрания Лотара Больца. Неполный состав альбома находится в фондах еще 20 музеев России и за рубежом, в том числе - в фондах  Мексиканского Национального музея графики в Мехико, Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Посвящен Библии Василия Кореня и один из залов Московского Государственного музея народной графики.

Придавая огромную значимость творческого наследия Василия Кореня в создании «Библии для бедных», открытие и презентация Музея народной графики состоялось  на фоне выставки реконструированных листов Библии, приуроченной к 300-летию начала работы В. Кореня над своей Библией, а также к завершению работы (1982-1991) Музеем и Мастерской народной графики над реконструкцией Библии.           

Проблема значимости Библии Кореня, как явления рус­ской общественной мысли и как явления в искусстве, достаточно подробно и полно раскрыта в работе А.Г. Сакович. По ее мнению, Библия Кореня — вещь русская, самобытная, высокого вкуса и сделана она очень крупным художником. Это исследование помогло понять содержание Библии Кореня, ее художественный язык, отыскать причину появления книги, высказать предположение о месте возникновения рукописного и гравированного ее варианта и даже о ее возможных авторах. В монографии Сакович представлены репродукции в уменьшенном размере, но и эта книга доступна очень немногим.

Если произведение  графического искусства  хранится в музее или частной коллекции только в одном экземпляре, то этот культурный пласт практически недоступен любителям этого вида искусства. Какой же выход? Пензин нашел его! Он изучил манеру гравирования и с творческим коллективом Мастерской народной графики (1982-1991гг.) награвировал доски, изучил характер раскраски и раскрасил гравюры, отпечатав их на бумаге подобной исторической. Работа над листами проходила по мере изготовления досок и заняла длительное время. В Ленинград привозилось два оттиска – один черный для сравнения резьбы с оригинальным листом, другой раскрашенный лист. Изготовленная в Москве цветовая шкала, где каждый цвет пронумерован, облегчила более точное попадание в раскраске новых листов Библии. Он как профессионал – резчик (гравюра на дереве, линолеуме, резцовая гравюра по металлу) на своих листах стрелочками карандашом делал пометки своими знаками, уменьшить  или прибавить на 1,2,3… миллиметра. Так появился восстановленный первый выпуск «Библии Кореня» (36 листов), отпечатанный с деревянных форм и раскрашенный от руки. Он увидел свет в 1991 году, спустя ровно 100 лет после выхода Атласа Д.А. Ровинского «Русские народные картинки»[3]. 

Возрожденную Библию Кореня, можно было назвать как репликацией, так и  реконструкцией, так как репликация один из видов реконструкции. Термин РЕКОНСТРУКЦИЯ(лат. re-constructio — «построение заново, воссоздание»). имеет двойственный смысл. В отличие от реставрации и кон­сервации(восстановления и сохранения художественныхпамятников в прежнем виде), реконструкция предполагает од­новременное воссоздание и возможно некоторое обновле­ние. При реставрации обязательно сохраняется подлинность основы или главных частей поврежден­ного оттиска. Реконструкция также начинается с исследования этой основы по уцелевшим фрагментам, описани­ям, обмерам, зарисовкам и фотографиям. Это то, что проделал Пензин в преддверии последующих шагов.

 В тех случаях, когда реконструкция выполняется в оригинальномматериале внатуральнуювеличину, она называется репликацией. Однако реконструкция этим не заканчивается: «Художник, пленен­ный и проникнутый духом и гармонией частей... как бы угадывая смысл целого, силою поэтического настроения души... стремится достичь не только точности, но проникнуться возвышенным чувством, которое с самого начала движет художником... Первое мы назовем реставрацией, восстановлением, второе — воссозданием»[4].

Понятно, что в приведенном отрывке речь идет о творческомметоде реконструкции, актуаль­номдля искусства середины и второй половины XIX в. Однако это определение можно трактовать и в более широком контексте. Любое произведение искусстваникогда не является впол­не законченным. Его жизнь продолжа­ется в меняющемся мире. В результате многих переделок, дополнений, изме­нений окружающей среды и психологиивосприятия людьми иной эпохи памят­ник как бы перестает соответствовать самому себе. Это определяет эстетикувосприятия произведения искусства зри­телем и лежит в основе принципа художественной реконструкции. Например: какие поздней­шие изменения, наслоения, искажения следует убрать реставратору, а какие необходимо оставить как свидетельства развития этого произведения в истории…   

Заключение.

    Все, что сказано ниже относится не только и не столько к реконструкции «Библии Кореня», сколько к общим проблемам целесообразности и возможности реконструкции в изобразительном искусстве.

    Восполнение утрат в стиле и технике оригинала, которое часто называют реконструкцией, как и полное воспроизведение подлинника в максимальном приближении к нему по материалу, технике и эстетике, вовсе не запрещено международными нормами. Представляется более правильным определять этот вид вмешательства как воссоздание. Воссоздание, когда оно предпринимается по эстетическим, историческим или иным соображениям, должно осуществляться рядом с оригиналом, не затрагивая его подлинной материи.

     В отличие от воссоздания отдельных утраченных частей памятника целостное воссоздание всего объекта характеризуется не столько иным масштабом работ, сколько иной целью. Воссоздание имеет своей целью восполнение утраченных смыслов и значений, важных для национальной культуры в целом.

      Эстетическую ценность современных попыток повторения художественного качества произведений многих русских мастеров, произведения, которых сохранились в ничтожно малом количестве должны определять  искусствоведы, художники  и зритель.

    Тем не менее, общественная потребность, которую в данном случае следует обозначить как потребность в нравственной реабилитации, своего рода коллективном покаянии, столь актуальна, что делает воссоздание этически и эстетически мотивированным действием по восстановлению символа национальной духовной культуры. Полностью запретить такие операции, как предлагают некоторые специалисты, по всей видимости, нецелесообразно и невозможно, так как воспроизведение часто спасает памятник истории и культуры от забвения.

      

Пензин Виктор Петрович - Президент Академии народного искусства России, Вице-президент «РусКультФонда»

Штеренгарц Рафаил Яковлевич  - Профессор, Член Ассоциации Искусствоведов, Вице-президент Клуба любителей графики

 [1]Размер оттисков в Книге Бытия колеблется от листа к листу, достигая 36 х 29 см, в Апокалипсисе — 39x30,5 см; размер листов с полями 39,8x32 см. Библия была реставрирована в 1965 году реставратором Государственной Публичной библиотеки А. Г. Новожениной. К 1965 году поля, подклеенные переплетчиками Толстого, были сильно разрушены, и потому реставраторы заменили их новыми, из наи­более подходящей по цвету и фактуре тряпичной бумаги первой четвер­ти XIX века с филигранью „PRO  ATRIA". Было заплатано израненное тело ряда листов бумагой охристого тона, докрашены утраты рамки, ореолов и т.п.; все листы дублированы на микалентную бумагу.

[2]А.Г.Сакович « Народная гравированная книга Василия Кореня 1692-1696». Москва «Искусство», 1983

[3]Атлас Д.А.Ровинского в 7 томах, отпечатанный способом гелиографии и раскрашенный ручным способом, насчитывает 1780 листов, последний его выпуск увидел свет в 1881 году

[4]Художественная газета. 1840. №10, с.7

 

Список выставок, на которых экспонировался Альбом

  «Библия В. Кореня 1692-1696 гг.»  (реконструкция)

1. Первая выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» и Абашевская игрушка. Картинная галерея им. К.А.Савицкого, г. Пенза, март 1984г.

2. Вторая выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Ярославский художественный музей, г. Ярославль, апрель-май 1984 г.

3. Третья выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Русский лубок XVII-XVIII вв.  (реконструкция), гравюра лубочного стиля последней четверти ХХ в. Художественный музей изобразительных искусств, г. Ростов-на-Дону, октябрь- ноябрь, 1984 г. 

4. Четвертая выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» и Мастерской народной графики Мексики. Дом Дружбы с народами зарубежных стран, г. Москва, декабрь 1984 г. 

5. Пятая выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Здание Министерства культуры РСФСР, г. Москва, май 1985 г. 

6. Шестая выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. в редакции журнала «Декоративное искусство» на тему: «Новая жизнь старого жанра», г. Москва, август 1985 г. 

7. Седьмая выставка Мастерской графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв., посвященная ХХVII съезду КПСС. Феодосийский литературно - мемориальный музей А.С. Грина. Крымская область, РСФСР г. Феодосия, ноябрь 1985 г. 

8. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». Шушенская народная картинная галерея. Шушенское, Красноярский край, февраль 1986 г.

 9. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». Выставочный зал, г. Новокузнецк, апрель-май 1986 г.

10. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Республиканский музей изобразительных искусств им. Эрьзи, г.Саранск, Мордовская АССР, сентябрь 1986г. 

11. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Республиканский музей изобразительных искусств.  г. Ижевск, Удм. АССР, октябрь 1986 г.

 12. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Редакция журнала «Юность», Москва, декабрь 1986 г.

 13.Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей. г. Звенигород, Моск. обл. 14 февраля-март 1987 г. 83 работы.

 14. Передвижная выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Российский культурный центр. г.г. Тунис, Хамамед, март 1987 г

 15. Передвижная выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель Министерство культуры РСФСР. Вьетнам, г. Хошимин, май-июнь 1987г

16. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». Музей истории и культуры Среднего Прикамья, г. Сарапул, июнь 1987 г.

17. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Институт культуры Уругвай-СССР. Передана в дар институту культуры. Уругвай, г. Монтевидео, октябрь 1987 г. 95 работ.

 18. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и  реконструкции  русского  лубка  XVII-XVIII  вв. Выставочный  зал,  Моск.  обл.,  г. Гжель, 1987 г.

 19.Передвижная выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель Министерство культуры РСФСР, Чехословакия, г.Прага, 1987 г.

20. Передвижная выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв., посвященная ХХ съезду ВЛКСМ по городам Казахстана: (г. Павлодар, г.Экибастуз, г.Целиноград, г.Джезказган, г.Никольский, г.Джарыл (Джезказганской обл.), г.Темиртау, г.Жайрем, г.Балхаш, г.Караганда, 1987г.

21. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок, реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. и народная игрушка. Выставочный зал, г. Одесса, Ильичевск, Украинская ССР. 1987 г. 100 гравюр.

22. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок» и народная игрушка. Детская художественная школа № 1, г. Пенза, 1987 г.

23. Дни культуры РСФСР в США. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, 1987г. 

24. Дни культуры РСФСР в Канаде. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР 1987 г.

25. Дни культуры РСФСР в Никарагуа. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, 1987 г.

26. Дни культуры РСФСР в Болгарии. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, г.София, Болгария 1987 г.

27. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. В.З. Советского района г. Москвы, 1987 г.

28. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубок XVII-XVIII вв. Здание Мастерской народной графики Мексики, г. Мехико, март 1988 г.

29. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок». Современный лубок и реконструкции русского лубок XVII-XVIII вв. Детская картинная галерея, г. Ростов-на-Дону, апрель-май 1988 г.

30. Дни культуры РСФСР в Новой Зеландии. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, 1988 г.

31.  Дни культуры РСФСР в Сингапуре. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, 1988 г.

32. Дни культуры РСФСР в Сирии. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, Сирия, Дамаск 1988 г. 

33. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Устроитель МК РСФСР, Корейская народная демократическая республика, 1988г.

34. Выставка-дар коллекции русских лубков ХУШ в. (реконструкции). Мастерской народной графики г. Москвы «Советский лубок». Передана в дар в собрание Тиссен-Борнемиса. Картиная галерея в Лугано, Швейцария, февраль, 1989г.

35. Выставка «книг для народа» книгоиздателя И.Д.Сытина и русский лубок ХVII-ХIХ вв. (оригиналы). Мастерская народной графики «Советский лубок». Выставочный зал Мемориальной квартиры И.Д.Сытина, г.Москва, февраль, 1989г.

36. Выставка «Связь времен». Русский лубок ХVII-ХIХ вв. (оригиналы), Болгарский лубок (оригиналы) и современный лубок Мастерской народной графики. Культурно-информационный центр Болгарии, г.Москва, апрель, 1989г.

37. Дни журналов СССР, ВДНХ. Выставка Мастерской народной графики «Советский лубок» Современный лубок и реконструкции русского лубка XVII-XVIII вв. Павильон Москва, сентябрь, 1989 г.

38. Выставка «Русский лубок XVIII-ХIХ вв.» (оригиналы) в Музее книгопечатания им. И. Федорова. Киево-Печерская Лавра. г.Киев, Украинская ССР, сентябрь 1989 г.

39. Выставка «Русский лубок и современные традиции», Мастерская народной графики  «Советский лубок» Музей  истории г. Киева, Украинская ССР, октябрь, 1989 г.

40. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок» и болгарский лубок. Государственная художественная галерея Пловдива. Из фонда МНГ и фонда галереи Пловдива. г. Пловдив, Болгария, 1989 г.

41. Выставка «Прага-книга» русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и современный лубок. Мастерская народной графики г.Москвы «Советский лубок» Устройтель МК РСФСР, г.Прага, Чехословакия, 1989 г.

42. Первая выставка Музея народной графики «Русский лубок ХVII-XIX вв.» (оригиналы и реконструкции), Мастерская народной графики г. Москвы «Советский лубок».Выставочный зал Тушинского района, г.Москва, март 1990 г.

43. Вторая выставка музея народной графики г. Москвы «Русский лубок ХVII-ХIХ вв. и гравюра лубочного стиля последней четверти ХХ века» (оригиналы и реконструкции). Мастерская народной графики г. Москвы «Советский лубок». В.З РК КПСС Гагаринского района, г. Москва, май-июнь 1990 г.

44. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». Выставочный зал РК КПСС Гагаринского района г. Москва, Гагаринский райисполком, май-август 1990 г.

45. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». г.Москва. Советский комитет защиты мира, август-сентябрь 1990 г

46. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». СПТУ-159, г.Москва, октябрь-декабрь 1990 г.

47. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». Краевая библиотека им.Шишкова, г. Барнаул, ноябрь 1990 г.

48. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция), современный лубок (Мастерская народной графики «Советский лубок») и Дымковская игрушка. В.З. им.Васнецовых, г. Киров, ноябрь-декабрь 1991 г. 150 произведений.

49. Презентация Музея народной графики в здании по адресу: г.Москва, Малый Головин переулок, дом 10, 22 мая 1992 г. Выставка «Русский лубок ХУП-Х1Х вв. (оригиналы и реконструкции), современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок» (из фонда Музея народной графики). Май-декабрь 1992 г.

50. Выставка «Свободное искусство». Разделы: гравюра последней четверти ХХ века, реконструкция русского лубка XVII-XVIII вв. (из фондов Музея народной графики), живопись, декоративно-прикладное ис-во. Дворец Рагационе-Флангини, г.Сачиле, Италия, 13 августа-6 сентября 1992 г.

51. Выставка «Библия В.Кореня 1692-1696 гг. (реконструкция), посвященная началу работы Василия Кореня над Библией. Мастерская народной графики «Советский лубок» (из фондов Музея народной графики) декабрь 1992 г.

52. Выставка «Искусство России». Разделы: гравюра последней четверти ХХ века, реконструкция русского лубка XVII-XVIII вв. (из фондов Музея народной графики), живопись. Выставочный зал Микара, г.Веллетри, Италия, январь 1993г.

53. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. »(из фондов Музея народной графики). Выставочный зал на территории Спасо-Преображенского монастыря. Новгород- Северского историко-культурного музея-заповедника «Слово о полку Игореве». г.Новгород-Северский, Украинская ССР, июнь 1993 г.

54. Международная выставка-ярмарка «Краски России». Разделы: гравюра последней четверти ХХ века (оригиналы), реконструкции русского лубка ХVII-ХVIII вв. (из фондов Музея народной графики), живопись, декоративно прикладное искусство. г.Феррара, Италия, 16-25 апреля 1994 г.

55. Дни культуры Москвы в Югославии. Выставка «Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и Современный лубок. Мастерская народной графики «Советский лубок». (из фондов Музея народной графики г.Москва). САВВА-центр, г. Белград, 14-18 января 1995 г.

56. Выставка "Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция). И современный лубок. Мастерская народной графики "Российский лубок", Музей народной графики г.Москвы. Дом ученых, г.Пущино, Академгородок, Моск.обл., 15 января - 19 марта 1997г.

57. XXX Випперовские чтения: к 100-летию ГМИЦ им. А.С.Пушкина и 100-летию со дня смерти Д.А.Ровинского, посвященные искусству народной картинки России, Европы, Азии. Выставка "Русский лубок XVII-XVIII вв. реконструкция и современный лубок (из фондов Музея народной графики г.Москвы). Государственный Музей изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, г.Москва, 21-24 апреля 1997г. 

58 Международная выставка искусств "Искусство в действии". Разделы: графика Виктора Пензина, русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция), современный лубок. Мастерская народной графики "Российский лубок". (из фондов Музея) Павильон России, г.Оксфорд, Англия, 15-23 июля 1997г.

59. Выставка "Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) и современный лубок. Мастерская народной графики "Российский лубок" (из фондов Музея народной графики). Мурманский областной художественный музей, г.Мурманск, март 1998г.

60. Выставка "Библия В.Корнея 1692-1696гг." (реконструкция). (из фондов Музея народной графики) на Международной конференции  "Христианство на пороге нового тысячелетия". Здание Президиума российской академии наук, г.Москва, 20-22 июня 2000г.

61. Выставка "Райские яблоки". Библия В.Корнея 1692-1696гг. (оригиналы из фондов Музея народной графики). Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицино", г.Москва, октябрь-январь 2000-2001гг.

62. Международный театральный фестиваль искусств "Актерская весна - 2001г." Во Франции Выставка "Русский лубок XVII-XVIII вв. (реконструкция) из фондов Музея народной графики. Оформление российского раздела фестиваля. Автор В. Пензин.  Монпелье, Франция, 7-30 июня 2001г.

63. Выставка «Православный лубок»  г. Калязин Тверская обл. Выставочный зал. 29 февраля – 25 апреля 2008 г

64. Выставка «Православный лубок XVIII-XIX вв.»; Выставка детской художественной школы Музея «Яркие краски лубка».  г. Брянск. Выставочный зал. 6 марта - 6 апреля, 2008 г.

65. Выставка «Православный лубок XVIII-XIX вв.»; Выставка детской художественной школы Музея «Яркие краски лубка». г. Унеча Брянской обл. Унечский краеведческий музей. Апрель – май, 2008 г.

66. Выставка «Православный лубок XVIII-XIX вв. ». г. Кашин Тверская обл. Краеведческий музей. 7 мая – 25 июля 2008 г.

67. Выставка «Четыре века народной графики» Из собрания Музея – ГУК СО «Самарский областной художественный музей», г. Самара, ул. Куйбышева,92.– с 10 марта по 10 апреля 2011г

68. Выставка «Православный лубок» Из собрания ГБУК «Московский музей народной графики» – в залах ГБУК «Московский музей народной графики»: г. Москва, Малый Головин пер., д.10/9- с 16 апреля по 13 мая 2012

69. Выставка лубка религиозной тематики «Рождественский подарок в народном стиле» в залах ГБУК «Московский музей народной графики»: г. Москва, Малый Головин пер., д.10/9, стр.1.- с 04 – 30 декабря 2012 г.

70. Выставка православного лубка «Возвращаясь к истокам» из фондов музея, посвященная Празднованию Светлого Воскресения Христова, Святой Великой Пасхи. - с26.04. -12.05.2013г 

71. Совместный выставочный проект «Библия для народа» к 320-летию со дня создания Библии для бедных В. Кореня (1692-1696гг) из фондов Музея народной графики в залах Ярославского историко-художественного музея- заповедника, г. Ярославль, Богоявленская пл., 25. – 17.12.13-17.01.14г.

72. Совместный выставочный проект «Библия для народа» к 320-летию со дня создания Библии для бедных В. Кореня (1692-1696гг) Владимирская область, г. Александров, музей-заповедник «АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА» - 25.01.-03.03.2014г

73. Выставка православного лубка «Верую…» из фондов музея, посвященная Празднованию Светлого Воскресения Христова, Святой Великой Пасхи. В залах ГБУК г. Москвы «ММНГ» г. Москва, М. Головин пер., д.10/9, стр.1 - 15.04. -25.04.2014г.

74. Выставка православного лубка «Весна идет, полна чудес! Воистину Христос Воскрес!» из фондов музея, посвященная Празднованию Светлого Воскресения Христова, Святой Великой Пасхи. В залах ГБУК г. Москвы «ММНГ» г. Москва, М. Головин пер., д.10/9, стр.1 - 08.04. -24.05.2015г.


75. Выставка «Се вид Отечества - Гравюра» из фондов музея, посвященная Дню славянской письменности и культуры. В залах ГБУК г. Москвы «ММНГ» г. Москва, М. Головин пер., д.10/9, стр.1 – 20.05. -26.07.2015г.


76. Выставка «Народная графика России, Китая, Вьетнама, Египта, Мексики, Тибета»» из фондов музея. ГБУК г. Москвы «ММНГ» г. Москва, М. Головин пер., д.10/9, стр.1 - 19.09. -01.11.2015г.


 77. Выставка «Русский лубок» из фондов Академии народного искусства России, «Культурно-образовательном центре» - филиале №2 МБУК «Центральная городская библиотека» города Владимира, пр. Ленина, 12, -  19.01.-29.02.2016г.


78. Совместный выставочный проект «Василий Корень и осмысление современными художниками Библейской темы» из фондов Академии народного искусства России. В Творческой Мастерской Рябичевых, Москва, Светлый переулок, 10а, - 8.01-10.02.2016г.


79. Выставка «Русский лубок XVIII-XIX вв» из фондов Академии народного искусства России, Картинная галерея, г. Мышкин, Рыбинская, дом 19, - 28.02-24.03.2016г.


80. Совместный выставочный проект «Библия для народа» к 322-летию со дня создания Библии для бедных В. Кореня (1692-1696гг) из фондов Академии народного искусства России, «Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник», г. Переславль – Залесский, Ярославская область, Музейный переулок, дом 4, 25.11.-31.12.2016г.
Президент
Академии народного искусства России
Вице-президент «РусКультФонда»                                                                                                              В.П. Пензин