Мастерская народной графики «Советский лубок»
Предъисторией создания Московского музея народной графики (ММНГ) является создание и деятельность Мастерской народной графики «Советский лубок».
Событием, подтолкнувшим художника В.П. Пензина к созданию Мастерской народной графики «Советский лубок», была его поездка по странам Латинской Америки, 3 дня из которой было отпущено на посещение Мехико, где есть музей основателя Мастерской народной графики Мексики Леопольдо Мендеса.
В 1981 году, в Доме дружбы с народами зарубежных стран, где В.П. Пензин работал на общественных началах много лет заместителем председателя Совета по изобразительному искусству, он был включен в делегацию для поездки по странам Латинской Америки. Он ранее был много наслышан о Мастерской народной графики Мексики, подпитывался страстью и убежденностью с гравюр Хосе Гваделупе Посады, его графические «Калаверы» были монументальны по восприятию. Поездка по странам Латинской Америки помогла убедиться в справедливости этой истины на примере великих мастеров монументального творчества, шедших от народного искусства. Неизгладимое впечатление на него произвели фрески Ороско, Риверы, Полифорум Сикейроса. Ошеломило яркое национальное искусство Латинской Америки: создания древних инков, майя, ацтеков, золото Колумбии, буйство красок древнего искусства Перу. Встреча с художником Альберто Бельтраном, лауреатом Международной премии мира, дополнила эти впечатления, о чем он подробно описывает в своей неопубликованной рукописи «И останется только имя»:<…Посещение Мастерской народной графики Мексики и встреча с Альберто Бельтраном – знаковая встреча, повлиявшая на мое творчество …>.
Спустя некоторое время, после возвращения из поездки, воодушевившись идеей создания своей, в то время советской, как и сам строй страны, Мастерской народной графики, приступил к активным действиям по претворению своей мечты в жизнь.
Так в 1982 г., в Москве, под руководством В. П. Пензина, образовалось товарищество художников – Мастерская народной графики, насчитывающее свыше 100 мастеров, и получившее название «Советский лубок».
В. П. Пензиным, занимавшимся еще и коллекционированием, были собраны редчайшие экспонаты этого уникального жанра народного искусства. Творческим коллективом Мастерской разработана стилистика лубка, о чем писалось в журнале «Neuewerbung» (Новая реклама). № 1, 1987, начата активная выставочная деятельность, которая постоянно сопровождалась непрерывным трудом художников – членов мастерской, в т. ч. и В. П. Пензина, наравне со всеми, занимавшимся созданием прекрасных произведений народного искусства. Мастерская народной графики. «Советский лубок» - Что же это такое?
25 марта 1984 года открылась выставка – творческий отчет мастеров народной графики Москвы, Ленинграда, Якутска, Улан-Удэ, Иркутска, Нальчика, Вильнюса, Махачкалы, Харькова, Старой Руссы. Общность творческой позиции, любовь к фольклору объединила этих столь непохожих художников, заставила забыть о разнице в возрасте, об огромных расстояниях, лежащих между их родными городами и республиками. Показанные эстампы не были стилизацией, имитацией народного духа. Все видели профессиональное искусство, говорившее языком лубка естественно и без натяжек.
Как и в описанном выше случае, чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной работы, когда накопленные материалы требуют размещения. На основе переданной Пензиным личной коллекции и работ Мастерской 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, на базе Мастерской, уже в новом статусе, в здании дома 10 по переулку М. Головин близ Сретенки открылся Музей народной графики.
Музей расположен в историческом месте Москвы, где некогда возник уникальный печатный вид искусства - лубок. Память о нем хранят названия улиц и площадей: Большая и Малая Лубянка, Печатников пер., церквей Успения Богородицы в Печатниках и Святой Троицы в Листах на Сретенке и др.
В Москве состоялись совместные выставки художников Мастерских народной графики СССР и Мексики в Доме дружбы с народами зарубежных стран (1984 г.). Перед этим работы художников-лубочников экспонировались в ряде стран Латинской Америки и заслужили там высокую оценку. Художник Альберто Бельтран – Лауреат Международной премии мира, Академик Академии искусств, один из основателей Мастерской народной графики Мексики, писал тогда: «Думаю, что это направление в искусстве может стать тем семенем, которое вызовет к жизни графические произведения во многих странах. Я поклонник того искусства, которое создается народом, потому что его древние корни помогают художникам оживлять свое творчество».
Среди наиболее одаренных художников российской народной графики следует отметить: О. Подкорытова, Ю. Ноздрина, А. Максимова, Ю. Мовчана, Н. Казимову, Ю. Люкшина, О. Келейникову, Л. Лехову, Г. Еськина, Б. Соловьева, А. Петухова, В. Белова, Н. Локотькова, Л. Улыбину, В. Ленчина, Е. Старовойтову, И. Пуховскую, Л. Подкорытову, Л. Ермилову и мн. др. Их работы впоследствии были включены в фондовую коллекцию Музея.
Лубок является объединяющим видом искусства славянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимал деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины.
Творческим коллективом Мастерской народной графики были восстановлены канонические печатные формы, по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, религиозный лубок, сатирический, исторический, жанровый лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Были определены пять пунктов стилистики современного лубка: "Русский лубок - это синтез изобразительного искусства, театрального действа и литературы". "Современный лубок является связующим звеном между русским прикладным народным искусством и станковыми видами графики".
Известно, что Мастерской народной графики с 1982 по 1989гг. было проведено более 400 выставок лубка.
О руководителе Мастерской народной графики В. Пензине и его творческом вкладе
Виктор Пензин — мастер советского лубка
Дело искусствоведов и историков заниматься анализом существа и природы лубка, раскрывать истоки и корни этой замечательной формы народного художественного творчества, обстоятельно рассказывать об этапах его развития.
Искусство лубка имеет богатую историю, оно знает периоды взлета и широкой популярности, испытывало и высокомерное к себе пренебрежение, сменяющееся затем новым расцветом и увлечением чудесными возможностями лубочного жанра для выражения дум и чувств народных,
Бывало и так, что доходчивость лубка, его простой и понятный для массового зрителя язык использовались в целях наживы, эксплуатировались в реакционном, низкопробном, мещанском духе.
Но сейчас нас прежде всего интересует не далекое прошлое лубка, а то место, которое ему принадлежит или, во всяком случае, должно принадлежать в нашем современном советском изобразительном искусстве, как интересному и перспективному графическому жанру. И мы вправе отметить с большим удовлетворением возросший интерес к лубку, расширение его популярности, признание его неоспоримых художественных качеств, позволяющих средствами лубочного рисунка рассказывать о многом, что волнует людей. Своими необычными колоритными образами, своей правдивой, пусть подчас наивной и простодушной условностью лубок способен затронуть душу человека, натолкнуть на серьезное раздумье, пробуждать добрые чувства, служить патриотическому и нравственному воспитанию.
Новым и радующим подъемом лубок обязан тем художникам-энтузиастам, которые искренне полюбили жанр «народных картинок», твердо уверовали в то, что и в наши дни он может зазвучать современно, убедительно, звонко, найти образы, краски и художественные решения, созвучные времени.
И первым среди этих сторонников, любителей и пропагандистов лубка следует бесспорно назвать имя Виктора Петровича Пензина, уроженца пензенской земли, талантливого художника, с юных лет впитавшего в себя любовь к народному русскому искусству, к его красоте и человечности, высоким демократическим традициям.
Преодолевая немалые трудности, препятствия и огорчения, Виктор Пензин неутомимо и упорно отстаивал уважительное и бережное отношение к лубочному жанру, как к замечательному наследию русской народной культуры. Отстаивал не только словом, но и делом — созданием ярких и выразительных произведений советского лубка.
Творческое обращение Пензина к лубку — это не надуманная лубочная стилизация современной тематики, не эстетское любование прелестью народного примитива, а вдумчивое и закономерное обогащение старой традиционной формы новым актуальным содержанием. Художник смело вложил в эту форму мотивы и ритмы, гражданские чувства и устремления наших дней, нашел для них тактичное, художественно и идейно оправданное выражение. И старый, видавший виды лубок чудесным образом помолодел!
По-новому зазвучали в нем злободневные сюжеты, для которых Пензин, не нарушая своеобразия, стиля и характера жанра, находит свежие графические, композиционные и цветовые решения, настроенные в каждом случае на четкий эмоциональный лад — героический, сказочный, басенный, нравоучительный, сатирический.
Пензин отдал лубку всю силу и энергию своего горячего увлечения, тем самым окрылив и подняв на более высокую ступень свое собственное творчество, в процессе его работы в этом жанре созревавшее и взрослевшее. Если сопоставить произведения Пензина разных периодов, то убеждаешься в широчайшем диапазоне его художественных поисков — от ранних, частушечно-лубочных народных картинок до пафоса историко-революционной и космической тематики, требующей от художника особой выразительности и проникновенности.
Вместе с тем приход Виктора Пензина в лубок явился определенным и благотворным импульсом для возрождения древнего жанра в общем русле советского изобразительного искусства. Трудно переоценить роль, которую сыграли при этом не только дарование и инициатива Пензина-художника, но также активность и настойчивость Пензина-организатора, сумевшего сплотить группу таких же, как он, энтузиастов, организовавших мастерскую народной графики «Советский лубок». Несомненно, на пути этой мастерской, развернувшей плодотворную творческую и выставочную деятельность, стоят определенные трудности и нерешенные проблемы. И мне думается, что художественная и гражданская направленность этой мастерской, интересы дальнейшего развития искусства советского лубка заслуживают неотложной и действенной помощи наших творческих союзов.
Борис Ефимов,
Народный художник СССР.
Действительный чл. Академии Художеств СССР.
Гл. редактор творческого объединения «Агитплакат».
Список Членов Мастерской Народной Графики:
Антоненков В. А. Атрепьев Ю.В. Багдасаров Ю.А. Бакланов В.М. Белов В.Н. Бессмертный Ю.Б. Бондарева С.В Брысин Л.В Бублева М.В. Васильев В.Р. Веселов А.И. Горина Е.И. Громова А.Я. Гусева С.Д. Ермакова О.Н. Ермилова Л.Г. Есаулов Г.В. Еськин Г.М. Забелин Г.М. Забирохин Б. Зайцев В.Н. Зотов О.О. Зуев С.М. Казимова Н.И. Калтугин А.И. Келейникова О.А. |
Ковалев А.П. Козинцева Н.Ю. Колесов В.В. Колчанова О.А. Комаров А.А. Кондратьев В.Е. Конопацкий С.С. Копейкин И.А. Коракина Г.А. Красовитова Н.В. Кузминскис И.М. Кузнецов С.В. Кулинич А.В. Курбатова З.Ю. Курзенков Л.Л. Лапина Л.Г. Лебедева А.Н. Ленчин В.И. Лехова Л.Л. Лещинская Н.И. Локотьков Н.М. Лощенов А.Н. Люкшин Ю.К. Магомедов М.Г. Максимов А.Д. Манукайте А.И. |
Манухин Я.Н. Рыбак Е.Ю. |
Светлова А.Я. Смирнов В.А. Соловьев Б.А. Сорокин А.И. Стариков И.И. Старовойтова Е.Л. Сургайлене А.А. Суханова В. Тарасюк И.И. Татукова Е.И. Титова Л.Г. Трубников С.В. Тюрин А.Г. Уздемир Д.М. Улыбина Л.Н. Хайлов Л.М. Храпунова Е.О. Центомирский С.П. Чаусов В.А. Чернов О. Чернышев С. Чубанова Н.В. Шаталова Е.А. Шитиков Е.П. Щукин И.Е. Янушевский О.Н |
Поделиться с друзьями: