Слово «Гжель» невероятно популярно в России. Гжель — это чайные и кофейные сервизы, самовары, столовая посуда, вазы, подсвечники, часы, малая скульптура — огромное разнообразие форм. Но при этом одна общая черта — вручную выполненная нарядная синяя роспись по белому фону.
Да, именно ручная работа! Художники кистью разрисовывают каждую чашку, каждую вазочку. Поэтому нет одинаковых изделий, любое из них поистине уникально и хранит почерк своего мастера.
Однако ручная работа — это, во-первых, трудоемкое дело, а во-вторых, это всегда небольшое количество, которое не может удовлетворить общий спрос. Даже в России мало кто имеет изделия Гжели, а коллекционеры считают их гордостью своих собраний. Только в крупнейших музеях Советского Союза можно увидеть образцы работы гжельских мастеров.
Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Он родился в никому не известной тогда местности Гжель, что в 60 километрах от Москвы. Первое документальное свидетельство о нем появляется в 1339 году в Духовной Грамоте великого князя Ивана Калиты. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарства с начала 14 века.
С тех пор за 650 лет история Гжели знает разные периоды. И блестящее 20-летие — 70-90-е годы 18 века, когда она прославилась майоликой и стала признанным центром художественной керамики. И периоды угасания, борьбы с промышленным стандартом. Ведя эту, казалось бы, неравную борьбу, гжельские мастера в 19 веке изобрели новый для себя материал, создали новую технологию. Сохранив свою самобытность, они прошли несколько этапов развития — выпускали полуфаянс, затем фаянс и,наконец, фарфор. В результате сложился национальный характер гжельской керамики.
В начале 20 века — еще одна горькая страница истории: упадок, связанный с годами войны и разрухи, отсутствие рынка сбыта, уход мастеров. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда.
Но, к счастью, на свете всегда есть одержимые люди. Возврат из забвения начался в 40-е годы 20 века и связан с деятельностью искусствоведа А.Б. Салтыкова, художницы Н.И. Бессарабовой. Потребовались годы, ушедшие на исследования, изучение музейных коллекций, лабораторные опыты, обучение новых мастеров. Все это привело к успеху — началось возрождение гжельского искусства. Ныне Гжель переживает период расцвета. Превосходны современные изделия с их загадочным темно-синим тоном, плывущим по белому полю. Фантастические узоры, цветы, гирлянды, бордюры, сказочные звери, свободные мазки в сочетании с тонким графическим рисунком — в этом оригинальность, декоративность и привлекательность гжельской продукции.
Здесь возрождают и еще один вид искусства — майолику 18 века. Она ярка, многоцветна, празднична. Из этих изделий особенную ценность представляют камины из майолики, выполненные в лучших русских традициях. Такой камин придаст любому интерьеру черты дворянского особняка, создает домашний комфорт.
В Гжели сохраняются традиции старых мастеров. В работах ведущих художников фирмы Л.П. Азаровой, Т.С. Дунашовой, З.В. Окуловой, А.Н. Федотова, В.А. Петрова нашли прекрасное продолжение традиционные приемы народного искусства. Талантливо работают молодые художники — Татьяна и Виктор Хазовы, Маргарита Подгорная, Александр Царегородцев. Каждый художник имеет свой творческий почерк. Однако от замысла до его воплощения проходит долгий, порой мучительный путь. Художник делает многочисленные эскизы, лепит изделие из пластилина, переделывает, стремясь найти ту единственно нужную ему форму. После сложного технологического процесса начинается второй, главный этап — воплощение рисунка в изделии. Художник создает рисунок, наиболее полно отвечающий его замыслу, выявляющий все достоинства формы.
Затем к делу приступают художники-рисовальщики, которые кистью переносят рисунок художника на готовое изделие. Но они не копиисты в буквальном значении этого слова.
Каждый из них привносит чуть-чуть своего.
Когда художник сам расписывает свое произведение, это называется авторский экземпляр, и ценится он во много раз дороже обычного. Как правило, на изделии тогда стоит автограф. Коллекционеры соперничают именно из-за такого экземпляра.
Крупнейшие фирмы капиталистических стран заключают контракты на поставку продукции Гжели. Среди них США, Италия, Франция, ФРГ. Они считают это выгодным бизнесом для себя. В наш век штампованной моды усиливается тяга к нестандартным вещам, выполненным не машиной, а человеческими руками. И ценность таких вещей по мере роста цивилизации будет несомненно возрастать.
Сейчас в Москве проводятся аукционы гжельской продукции, на которых изделия расходятся по очень высоким ценам. Пользуйтесь случаем! Приобретайте сувенир из России!
Автор статьи Г. Егорова
Поделиться с друзьями: